2.2 Основные операции и фазы мыслительной деятельности
Исходящая проблемная ситуация, с которой начинается мыслительный процесс свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлениях субъекта не адекватно. Её аспект случаен, он находится пока еще в несуществующих связях. И чтобы разрешить эту задачу в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление идет к этому посредством многообразных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные и переходящие друг в друга стороны мыслительного процесса. Этими операциями являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все операции являются различными сторонами основной операции мышления – раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает различия и тождества. Вскрывая различия одних вещей и тождества других вещей, сравнивая их, приводит их некой классификации. Сравнение зачастую может являться первичной формой познания. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие являются основными категориями рассудочного познания, сначала выступая как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств и закономерностей. А осуществляется это другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – анализом и синтезом.
Анализ, мысленное расчленение предмета, ситуации, явления и выявление составляющих его элементов, сторон, моментов, частей. С помощью анализа субъект вычленяет явления из случайных и несущественных связей, в которых они часто даны в восприятии.
«Анализ, расчленяющий сложное на единицы указывает путь для разрешения жизненно важного для всех рассматриваемых нами учений» Выгодский стр17
Синтез же восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему, синтез по - новому объединяет данные для её решения. Мысль, анализируя и синтезируя, проходит путь от расплывчатого понятия о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы, а синтезом раскрываются существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяет их практических целях. В логическом содержании анализ и синтез взаимосвязаны. Причем эта связь неразрывна. Анализ без синтеза, как правило, приводит к механическому сведению целого к сумме частей. А синтез без анализа невозможен, так как он должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов. А это уже выделяет анализ. Анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга, они должны как две стороны целого строго покрывать друг друга. А могут и поочередно выступать на передний план. Это обусловлено в первую очередь характером материала. Если исходные данные не точны, их содержание не четко, тогда на первых этапах неизбежно будет преобладать анализ. А если к началу мыслительного процесса все данные поступают с достаточной отчетливостью, тогда мысль пойдет по преимуществу по пути синтеза. В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность к анализу или к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в четкости и точности, в анализе. Бывают по преимуществу синтетические умы, особая сила которых в широте синтеза. Но у подлинно больших умов, создающих ценное в научной мысли, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.
Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой–нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком–нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Абстракция в действии, предшествующая мыслительному отвлечению возникает в практике. Поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя, прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его.
Рассматривая предметы человек, может выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции, не отрывая друг от друга, следует отличать высшую форму абстракции. Высшая форма подразумевает рассмотрение абстрактных понятий. От чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Исходя из этого, мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Если мы перейдем к абстрактному, которое раскрывается через отношения к конкретным вещам, тогда мысль не отрывается от конкретного, а в любом случае к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от него мысль и отталкивается на пути к абстрактному, в любом случае будет связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему же через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания, как переплетение многообразных абстрактных определений.
Обобщение или генерализация зарождается в плане действий, потому что индивид одним и тем же генерализированным действием отвечает на разные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. Ведь в различных ситуациях одно и то же действие вынуждено осуществляться посредством разных действий, однако сохраняется одна и та же схема. Подобная схема по существу и будет являться понятием в действии, а его не применение к другой ситуации своеобразным суждением в действии. Но не подразумевается суждение как сознательный акт, следует подразумевать их действительную основу, некий корень и прототип. Сам процесс обобщения стоит понимать как отбор и отсев того, что уже дано в изначальном виде в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета. Этот процесс можно назвать не тем, который обогащает и углубляет наши знания, а объединяющим. Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее представляется как повторяющееся единичное. Это обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности, следовательно не открывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Смотря с этой позиции нельзя не заметить, что процесс обобщения представляется нам как не раскрывающий новые свойства, а как простой отбор и отсев из числа тех данных, которые даны изначально. Получается, что процесс обобщения обедняет, а не углубляет и обогащает. На самом деле это в корне не так. Положительно ядро лежит в раскрытии существенных связей. Существенно связанное вот что общее. Из этого можно вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно то, что между собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Исходя из этого, обобщение может совершаться по пути сравнения, выделяющего общее в ряде предметов и явлений. Так совершается процесс обобщения на низших ступенях и в более элементарных своих формах. Высшие же формы обобщения, к ним мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.
Вкратце рассмотрев операции, перейдем к фазам, что также немаловажно. В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз.
Начальная фаза – более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Проблемная ситуация может возникнуть сначала в действенном плане. Данные затруднения в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемной ситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. И еще необходимо осмыслить проблему как таковую, что требует работы мысли. Но не надо представлять что мыслительный процесс начинается с того момента как установлена ситуация. Сама постановка проблемы это уже акт мышления, который в свою очередь требует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты находятся в диалектической связи. И это не позволяет их разрывать и линейно располагать. Сформулировать в чем вопрос, значит уже подняться до известного понимания. Понять задачу или проблему, значит найти путь или метод её решения, а возможно и решить её. Первым признаком мыслящего человека является умение видеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса является признаком начинающей работы мысли и зарождающего понимания.