Смекни!
smekni.com

Влияние мультфильмов на культуру речи школьников младших классов (стр. 2 из 3)

12,8% школьников предпочитают не смотреть зарубежные мультфильмы, объясняя это тем, что они не совсем понятны, неинтересные, грустные, в них показывают насилие, проигрывает добро.

Эти фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет. Американские фильмы для детей не несут, в отличие от наших, никаких воспитательных задач. Из педагогической литературы очевидно, что формированием моральных норм во многих странах зарубежья занимается семья, церковь, детские учреждения. Подобные фильмы лишь выполняют развлекательную и замещающую реальные переживания функцию. Поступки героев никогда не объясняются и не мотивируются. Поэтому российский ребенок, сидя перед телевизором, видит только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за норму, образец, которому надо подражать.

Нам было интересно узнать отношение детей к программе "Время", те чувства, которые они переживают после ее просмотра. Опрос показал, что около половины опрошенных детей (46,8%) не смотрят ее, предпочитая другие увлечения, т.к. она им неинтересна, эта передача не для детей. Из тех, кто смотрит программу "Время", 25,5% испытывают тревогу, страх, грусть, жалость от увиденного на экране. Приведем лишь некоторые высказывания детей:

"Мне становится очень жутко, когда слышу про подводную лодку "Курск" и башню, которая может упасть".

"Я чувствую, что у меня колотится сердце, когда передают о наркотиках и пожарах".

"После просмотра программы "Время" я испытываю страх, потому что взорвали дом. Очень жалко людей".

В целом отношение третьеклассников к фильмам ужасов и боевикам отрицательное. Более половины детей (51,1 %) предпочитают их не смотреть, потому что они кровавые, страшные, в них показывают убийства людей, возникает опасение за свою жизнь и жизнь близких. У тех, которые все же смотрят эти фильмы, негативная информация не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов (и дети подолгу не могут заснуть), в форме поведения (и растет количество агрессии в отношениях детей). Об этом свидетельствуют их высказывания:

"Когда я посмотрел боевик, мне захотелось сделать какой-нибудь снаряд и взорвать его".

"После просмотра фильма ужасов мне захотелось кого-нибудь напугать".

"Мне хочется стать героем боевика". "Когда я посмотрел боевик, мне хочется все повторить".

Больше всего размышлений возникло у нас после выполнения третьеклассниками последнего задания: "Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь..." Прежде всего поразило, что наши дети живут отнюдь не детскими проблемами и всерьез задумываются о своем будущем.

В связи с этим мы попытались проранжировать жизненные ценности детей и получили следующую картину.

Обращает на себя внимание тот факт, что дети 9-10 лет наиболее значимыми жизненными ценностями считают материальные блага. Единственной реальной возможностью их приобретения для большинства граждан является "хорошая" работа. Однако этой взаимосвязи в ответах детей мы не обнаружили. Овладение профессией занимает лишь третье место. Несмотря на то, что семья и друзья, по мнению третьеклассников, входят в систему жизненных ценностей, их процентное соотношение невелико. Однако выявление причин этого явления не является предметом нашего исследования[11].

Отдельно следует сказать о воздействии телерекламы на сознание детей. В среднем за год дети видят около 20 тысяч рекламных роликов, убеждающих сделать правильный выбор в приобретении жвачек "Ригли", колготок "Леванте", дорогой мягкой мебели и др. Только приобретя эти товары, можно стать похожим на идеал человека, преуспевающего в жизни. Замечено, что влияние телерекламы на формирование пристрастий младших школьников во многом больше, чем сверстников или взрослых.

Поэтому, наверное, детям хотелось бы иметь, когда они вырастут, большой дом, машину (лучше иномарку типа "Феррари" или "Мерседес-600"), шикарную мебель, видеоаппаратуру, компьютер, сотовый телефон, много денег. Желания некоторых детей иметь трехэтажный особняк со слугами, плантацию, целое состояние и даже телохранителей являются, по нашему мнению, стереотипами, заимствованными из западных телесериалов.

По нашему мнению, это не что иное, как стереотипы, заимствованные из западных телесериалов о красивой жизни.

Основной особенностью стереотипа является некритичность отношения к объекту, доминирующая роль эмоционального компонента установки при слабом развитии компонента когнитивного.

Таким образом, в связи с возрастающим влиянием средств массовой коммуникации, в том числе и телевидения, на социализацию школьников, актуальной становится проблема определения позиции педагогов в работе с детьми 6-10 лет и телевидения как института социализации, возможной степени вмешательства взрослых-профессионалов в освоение мира детьми посредством телевизионной информации, тем более, что в педагогическом опыте современной школы уже имеются отдельные попытки ее решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе, обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.


2.2 Пути устранения вредного воздействия телевидения на психологию детей

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения[9].

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться "грызть гранит науки", как в передаче "Улица Сезам".

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американские психологи считают, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций[5].