Сначала многие люди представляют себе контроль сознания как неясный мистический процесс, который нельзя охарактеризовать в конкретных терминах. В действительности термин «контроль сознания» связан с определенным набором методов и методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления). (В оригинале – thought stopping. Напрашивающийся неологизм – «мысле-стопорение» или «мыслеторможение». (Прим. перев.))
Подобно множеству видов знания, в своей основе он не является ни добром, ни злом. Если применение методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, доброжелательный контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям бросить курить, не затрагивая какие-либо другие виды поведения. Контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо.
Применение контроля сознания в особо деструктивных культах направлено, по меньшей мере, на разрушение подлинной личности индивидуума – его поведения, мыслей, эмоций – и ее вторичное конструирование по образу и подобию культового лидера. Это делается путем жесткого контроля и управления физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизнью адепта, чьи уникальные свойства при этом подавляются. Культовый контроль сознания – социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправляется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остается места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную картину реальности, оказывается ненужным.
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами. Например:
– Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно.
– Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс.
– Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или «принижая» ее.
– У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации.
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент – контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: «укус», «клев», «травление», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts – мысли, мышление и Emotions – эмоции), будут служить основой понимания контроля сознания.
BITE-модель
I. Контроль поведения.
1. Регулирование физической реальности индивидуума:
а) Где, как, с кем живет и общается член группы.
б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета.
в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании.
г) Сколько времени дается человеку на сон.
д) Финансовая зависимость.
е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.
2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.
4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.
5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления).
6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».
7. Жесткие правила и предписания.
II. Информационный контроль.
1. Использование обмана:
а) Преднамеренное утаивание информации.
б) Искажение информации в «нужном» направлении.
в) Чистая ложь.
2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен:
а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.
б) Критическая информация.
в) Бывшие участники.
г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.
3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)):
а) Нет свободного доступа к информации.
б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.
4. Поощряется слежка за другими членами группы:
а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля.
б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой.
г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».
5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа:
а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации.
б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди:
а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы личности.
б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов.
7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления
1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:
а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).
б) Черно-белое мышление.
в) Добро против Зла.
г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозящих клише»). Слова – это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция – урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка». (В оригинале – ироническое понятие buzz words, т.е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл понятен только «посвященным». (Прим. перев.))
3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния.
5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности», блокируя «отрицательные» мысли и допуская только «положительные»:
а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное.
б) Монотонное говорение (скандирование).
в) Медитация.
г) Моление.
д) Говорение «на языках» (глоссолалия).
е) Пение или гудение.
7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.
8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.
IV. Эмоциональный контроль.
1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.
2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.