• - единый и непрерывный процесс, в ходе которого каждая ее составляющая (компоненты, формы, виды, показатели) как сложно структурированного, системного образования обнаруживает свою динамику; условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общением с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование.
Обобщая вышесказанное, отметим, что самооценка является важным личностным образованием, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. Также она играет огромную роль в самовоспитании подростка.
1.3 Воспитательные возможности рок-музыки
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западным образцам, безудержной развлекательности, соседствующая с бездумной агрессивностью, не выдерживающим критики профессиональным уровнем рок-продукции.
Констатация явного неблагополучия сопровождается призывами охранять приоритет настоящего, большого искусства перед всякой развлекательностью, изыскивать новые способы повышения «гуманитарной культуры подрастающих поколений, сроднения их с человечеством, возрождение духовных сил».
Ну а что же школа? Сама постановка изучения искусства свидетельствует о принципиальном невнимании к нему как к важнейшему, ничем не заменимому воспитательному средству. Поразительны в этом смысле результаты специального исследования учащихся, которые, группируя учебные предметы по принципу подобия, объединили музыку с изобразительным искусством, «потому что на них мы играем в морской бой», музыку с изобразительным искусством и физкультурой, потому что «на этих уроках не надо думать», «это все неглавные предметы» и т.д. [25] Это – реальный результат недооценки значения музыки. В итоге сознание детей «не внемлет» музыке, отчуждено от нее.
И.С. Кон справедливо подчеркивал, что «музыка самая юношеское искусство… Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем чтобы то ни было другое, позволяет подростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания… Восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка служит важным средством межличностной коммуникации.
В сочетании с танцем или пением музыка представляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения» [23, 335].
Декларируя гуманизацию образования, школа, основное его звено, на деле игнорирует наиболее действенное и потому важнейшее средство гуманизации – искусство. Очеловечивание знаний, одухотворенное преподавание благородными, возвышенными чувствами немыслимы вне серьезных занятий музыки, вне формирования музыкальности детей как необходимого условия гармоничного развития личности. Скудность музыкального образования оборачивается дисгармоничностью личности, ущербностью духовного развития.
Чем же так притягивает рок-музыка подростков и старшеклассников? В чем ее «магическая» сила? В увлечении роком подспудно проявляется дефицит музыки в школе. Недоработки школы компенсируются средствами массовой информации, усилия которых в популяризации рока сегодня явно избыточны.
Одна из наиболее привлекательных черт рока – его авторский, личностный характер. Это обстоятельство – прямая предпосылка авторитетности рок-музыканта для молодых, неопытных, бесхитростных, доверчивых слушателей, которые в личностном характере музыкальных высказываний – часто непрофессиональных, но зато резких, нарочитых и беззастенчивых – заведомо видят «честность».
Рок привлекает своей социальной броскостью, хлесткостью текстов, прямотой. Дети часто не в состоянии разобраться, увидеть зыбкую границу между пресловутой честностью и нигилизмом, бескомпромиссностью и эстетической неразвитостью, бездуховностью. Авторский характер рока становится предпосылкой для повсеместного распространения рок-музицирования, что оказывается той психологической «отдушиной» для подростков и молодежи, которая просто необходима после «зашоренности» школьных музыкальных занятий.
Став основным средством эмоционально-психологической разрядки, рок-музыка стимулирует прежде всего выход «естественно животных побуждений».
В связи с этим психологи считают, что «катарсическая» освобождение таких побуждений, влечений разрушает более высокие ценности и цели, разрушает личность.
Думается, основная задача учителя, воспитателя заключается в обогащении содержания уроков и внеурочных занятий, в последовательном внимании к потребности учащихся, в откровенности и открытости при обсуждении всех насущных музыкальных проблем, включая проблемы рок-музыки. Однако, общеизвестна неуверенность, страх учителей перед этими проблемами. Необходимо иметь свою позицию, проявить личностный интерес и собственное отношение.
Музыкально-эстетическое воспитание старшеклассников по сей день остается педагогической целиной, условием освоения которой является творческое взаимодействие учителя музыки с методистом по воспитательной работе, с преподавателями литературы, истории, ИЗО. Учитывая, что уроков музыки в старших классах нет, а потребность старшеклассников в музыке огромна, следует полнее использовать резервы внеклассной работы. Наибольшей воспитательной эффективностью отличаются те беседы о роке с учащимися, в которых они участвуют вместе с учителем. Рок-музыка – это область обязательного педагогического сотрудничества, диалога, выявляющего позиции сторон, их предпочтения, симпатии и аргументы.
Человечность в самом широком аспекте – это и есть тот основной критерий, который позволяет судить об истинных художественных достоинствах музыки, ее идейно-эстетическом и нравственно-воспитательном воздействии на сознание молодежи.
История развития рока, его стилей и направлений – одна из благодарнейших областей музыкальных интересов старшеклассников.
Даже беглое выяснение рок-привязанностей старшеклассников свидетельствует о неоднородности, «полифоничности» их музыкальных вкусов. Девочки, как правило, предпочитают не группу, а солиста. Для них обаятельная личность солиста – важное условие музыкального предпочтения. Музыкальные вкусы девочек «мягче». Музыкальные вкусы юношей «жестче». «Метал», брейк – это уже не для девочек.
Итак, вперед – к Баху или року? Школьная программа «Музыка», а именно, программа 8-ого, последнего года обязательного обучения, фактически «открыта» року. Открыта в том смысле, что не отворачивается и не отрицает его, но учит подходить дифференцированно, критически и отличать хорошую легкую, развлекательную музыку от музыки дурной вульгарной и безвкусной.
Педагогически целесообразно не «вытеснение» рок-потребности, а их «преображение», одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Этому должна способствовать и профессиональная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников.
Рок-музыка требует сегодня повышенного общественного и педагогического внимания. Современная наука понимает серьезнейшую проблему экологии детства. Вполне правомерно говорить и об экологии музыкального сознания подрастающего поколения.
Рок представляет собой сплав лирики (мои чувства, мой голос, мой опыт– «только Я») и эпоса. Рок-музыка – это личности и этносы: практически в каждой более или менее цивилизованной стране есть свои национальные короли рок-н-ролла (Элвис Пресли в США, Клифф Ричард в Великобритании, Адриано Челентано – Италия, Джонни Холидей – Франция и т.д.).
Необходимо пояснить, что мы понимаем под «рок-музыкой». Рок-музыка, она же «массовая», «коммерческая» и т.п. – это наиболее общее понятие, через которое определяются музыкальные формы и стили, пользующиеся стабильным спросом среди самых широких масс и слоев населения. По своему производству и потреблению рок-музыка массова, в силу чего вовлечена в сферу бизнеса. История ее тесно связана со становлением и бурным развитием современных средств звукозаписи, трансляции и воспроизведения записанной музыки. Есть основания считать некоторые формы современной рок-музыки нынешним городским фольклором. Ведь создателями и исполнителями ее зачастую являются «непрофессионалы»: врачи, инженеры, учителя,журналисты и др. Без специальной музыкальной подготовки они становились известными певцами, если записанные ими песни находили массовую аудиторию (А. Макаревич, В. Цой, Ю. Шевчук и др.).