Для диагностики самооценки были выделены следующие критерии: 1. Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние беспокойства, испытывать тревогу в специфических социальных ситуациях. Показателем тревожности является состояние повышенного беспокойства, которое проявляется в раздражительности, нервозности, страхах, неустойчивости поведения.
2. Страх или страхи – отрицательные эмоции в реальной или воображаемой опасности. Страхи могут протекать как в легкой форме, так и более сложной. Они могут проходить после достижения каких-либо целей, а могут оставаться на протяжении всей жизни человека. Показателем страхов является постоянное психологическое напряжение, человек не чувствует себя в безопасности, он постоянно чем-то напуган.
3. «Комплекс неполноценности» – система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у человека каких-либо ценных психологических или физических свойств. Показателями «комплекса неполноценности» является низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность, мотив избегания неудач.
Руководствуясь этими критериями, мною были проведены две тестовые работы:
Тестовая работа №1 Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии. Данная тестовая работа приводилась в группе (можно и индивидуально), где объектом проведения теста выступили 21 учащийся 7 класса.
При анализе таблицы №1 необходимо отметить, что у половины (52%) учащихся уровень самооценки низкий и всего лишь у 10% – высокий. Считаюэту закономерность негативным явлением, поэтому существует необходимость в оказании помощи подросткам.
Таким образом, для улучшения климата в группе путем повышения самооценки учащихся предлагаю классному руководителю провести факторный анализ данной ситуации и разработать направления развития личности и повышения самооценки каждого подростка путем использования методов наблюдения, педагогического воспитания; использование игровой практики на уроках; создание атмосферы положительной энергии, которая в первую очередь исходит от педагога.
Данная тестовая работа показывает, что из 21 человека только у одного высокий уровень самооценки. Это говорит о том, что лишь один подросток неотягощен «комплексом неполноценности», он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Среднему уровню самооценки соответствуют 33% опрошенных (7 человек). Такие люди редко страдают «комплексом неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.
Низкому уровню самооценки соответствуют 62% опрошенных (13 человек). Эти люди болезненно переносят критику в свой адрес, часто страдают от «комплексом неполноценности».
В целом можно сказать, что данная ситуация (более половины опрошенных с низким уровнем самооценки) является негативной. Как следствие этого можно понять причину агрессивности, замкнутости подростков, которые трудно идут на контакт.
По проведенным тестовым работам можно сделать вывод, что в настоящее время развитием подростков в должной степени не занимаются. Об этом свидетельствует, что более, чем у половины подростков уровень самооценки ниже среднего. Таким образом, «сегодня» очень актуально изучение и внедрение новых методов повышения самооценки и развития личности подростков.
2.2 Содержание опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
В данной дипломной работе затрагивается не классическая или народная музыка, а именно рок-музыка, как один из символов молодежи. Интересно было узнать, что в ней необычного, притягивающего для подростков, и каким образом она может повлиять на мировоззрение подростков.
Рок-музыка – понятие, объединяющее и жанр, и стиль, и даже вид искусства. Рок-культура – гигантское явление современности, включающее множество компонентов, часто определяемых не по музыкально-стилистическим особенностям, а по специфики мироощущения, особой системы ценностей.
В отличие от англо-американского варианта рок-музыки, где стержнем является ритм, основой русского рока становится «слово». Зная это, мною был разработан урок, где я больше внимания уделила песенному репертуару.
Конечно, пришлось затронуть становление рок-музыки, которое прослеживается еще в далекой древности. Ученики очень мало знают о зарождении, развитии рок-музыки. Я считаю, что они должны разбираться в стилях, направлениях рок-музыки. Это необходимо для более глубокого осмысления рок-творчества. В просвещении подростков творчеством рок-музыкантов нужна четко спланированная система. Также для закрепления уже изученного материала можно использовать викторины, творческие работы.
«Слово» в рок-музыке – фундамент. Благодаря «слову» ученики могут понимать смысл песен. Многие песни отражают жизненные кризисы, пути их преодоления, также заряжают оптимизмом – это как раз и требуется для подростков, для их «сложного» возраста, порой воспринимающих мнение других очень агрессивно и еще не умеющих владеть своими эмоциями. В работе с подростками необходимо использовать следующие методы, наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения: – метод монологически-диалогического изложения: беседы, рассказ, лекции; – метод самостоятельной работы с источником; – метод создания проблемной ситуации; – метод – игровая ситуация; – метод – учебная дискуссия; – метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Данные методы привели к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка: – «Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов; – «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования; – «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства; – «Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие школьников-подростков способности различения стилей.
Данные методики легли в основу программы «история развития рок-музыки». В программе «история развития рок-музыки» дается представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии ее стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д.
Основой разработки является современная программа воспитания учащихся Ю.Б. Алиева.
Анализ содержание программы «История развития рок-музыки»
1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Билл Хейли, Элвис Пресли и др.
2. Британский рок. «Биттлз» – творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки.
3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Биттлз».
4. Стили рок-музыки. Панк-рок.
5. Стили рок-музыки. Хард-рок. Рок «новой волны».
6. Стили рок-музыки. Хеви-металл. Трэш-металл.
7. Русский рок. История появления, особенности.
8. Связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством.
9. Представление творчества рок-групп и рок-исполнителей(выступления, рефераты, дискуссии).
10. Урок-викторина «все о рок-музыке».
Введение в содержание уроков по изучению рок-музыки поможет активизировать процесс развития музыкальной культуры у школьников-подростков, приблизить к «отвергнутой» классике, а также создать в сознании школьника-подростка целостную картину музыкального пространства во всех ее взаимосвязях. В свою очередь это поможет также в решении основной задачи общеобразовательного учреждения – воспитания разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать себя в культурно-образовательном пространстве.
Долгое время музыкальное образование старалось не замечать столь значительный пласт рок и поп-культуры, указывая на ее «низкопробность» и недостойность для изучения. Между тем, в рамках рок и поп-культуры было создано большое количество талантливых произведений, сыгравших не малую роль в формировании культуры, стиля мышления, системы ценностей уже не одного поколения.
Еще Д.Б. Кабалевский в программе по музыке для 7-х классов общеобразовательных школ ввел тему «Музыка легкая и серьезная», понимая всю важность вопроса. Однако с тех пор прошло уже несколько десятков лет, и появились новые имена и стили, заслуживающие внимание.
Сейчас в программе для общеобразовательных школ под руководством Д.Б. Кабалевского используются произведения в исполнении зарубежных и отечественных групп. Например: «Битлз», «Арсенал», «Машина времени», «Аквариум», «Браво», «Роллинг Стоунз», «АББА» и др.
1. В программе для общеобразовательных школ по Д.Б. Кабалевскому в 8-м классе первой четверти – «Что значит современность в музыке» используются классические произведения в обработке известных современных исполнителей и исполнительных коллективов: Юнона и Авось. Рок-опера. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».
2. Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э.Л. Уэббер.
3. Фрагменты видеофильмов: Юнона и Авось, Иисус Христос - суперзвезда и др.
Совсем недавно появилась программа общеобразовательных учреждений «Музыка» для 5–9 классов. Ее авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. В этой программе дается примерный список музыкального материала, затрагивающий не только 8-ой класс, но и 9-ый. Эта программа включает в себя лучшие образцы современных стилей.
Анализ содержания и примерный перечень музыкального материала для 8–9 класса
• 8 класс (35 ч) Раздел 1 Жанровое многообразие музыки (17 ч) Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э.Л. Уэббер.