• Ария Орфея, Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвредика». А. Журбин.
• Раздел 2 Музыкальный стиль – камертон эпохи (18 ч) Опера – оперетта – мюзикл – рок-опера (из программы «Музыка» для 5–8 классов); Юнона и Авось. Рок-опера. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.
• Иисус Христос – суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. – Э.Л. Уэббер Город золотой. Из репертуара группы «Аквариум». Мелодия Ф. ди Милано, обр. Б. Гребенщикова.
• Просто хочешь ты знать. Слова и музыка В. Цоя. Из репертуара группы «Кино».
9 класс (35 ч) Раздел 1 Образ человека в мировой музыкальной культуре (17 ч) ● Алюминиевые огурцы. Перемен! Слова и музыка В. Цоя. Из
репертуара группы «Кино».
• Раздел 2 Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее и будущее (18 ч) Преступление и наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.
• Из репертуара современных отечественных групп («Аквариум», «ДДТ», «Кино», «Браво», «Любэ» и др.).
За последнее десятилетие доступность информации о новых музыкальных направлениях существенно возросла. Различные аудио- и видеоальбомы, красочные полиграфические издания, специальные программы по радио и телевидению – все это представляет богатый материал учителю для использования в рамках курса общеобразовательной школы. Тем не менее, специальных подборок для преподавания предмета «Современная музыка» в школе не существует. Педагогу следует быть предельно внимательным при отборе музыкального материала к уроку, опираясь только на высоко художественные образцы нового искусства.
На уроке, проведенном мною в 7 классе, я смогла проследить, не только как влияет рок-музыка на самооценку, но и как влияет она на настроение подростков. По мере узнавания предложенного им музыкального материала подростки становились энергичнее, активнее.
1. На уроке использовался следующий песенный репертуар: Группа «Машина времени». «Поворот» – это песня была разучена на уроке. С учениками мы поговорили о содержании этой песни («Мы себе давали слово не сходить с пути прямого, но… И пугаться нет причины, если вы еще мужчина»). Смысл слов символизирует нашу не простую жизнь. Заставляет преодолевать вновь и вновь возникающие жизненные препятствия, идти к намеченной цели.
2. Группа «Машина времени». «Пока горит свеча» – также как и в песне «Поворот» ребята после исполнения не остались равнодушны. Я считаю, что эти две песни яркие образцы отечественной рок-музыки, смысл слов достаточно понятен в подростковом возрасте, музыка подбирается моментально, а также песни учат задумываться о будущем, преодолевать трудности, не говоря уже о поднятии настроения не только отдельных учеников, но и всей группы.
3. Группа «Ария». Песня «Встань, страх преодолей» – песня, заряжающая эмоциями. В ней как раз заложены слова, которые побуждают к действиям в хорошем смысле слова, жить более активным и менее замкнутым. Если две предыдущие песни носят более философский характер, то эта композиция действует моментальной реакцией. В данной песне звучат такие слова: «Мир жесток и неспокоен… За волной волна не робей и не собьет она… Грошь тому цена – кто устал и дремлет у окна…» Группа «Ария». Песня «Колизей» не была использована на уроке в качестве рабочего материала за неимением времени, но прослушав ее, я не осталась равнодушна: «…Сила приносит свободу, побеждай и станешь звездой, а может обретешь покой…» Группа «ДДТ». Песня «Осень» – среди молодежи эта песня очень популярна. Она отличается красотой музыки и словами. Она не оставляет никого равнодушным.
Из обширного репертуара рок-музыки всегда можно и нужно найти лучшие образцы этого направления для изучения их в учебных заведениях. В моей работе акцент сделан на русский рок, но без зарубежных групп, без их анализа не будет четкого представления о таком современном явлении как рок-музыка.
• По-моему мнению в изучении и внедрении рок-музыки в программу общеобразовательной школы необходимо опираться на базовые методы: Метод наглядности. Использование наглядного материала: аудио- и видеозаписей концертов, альбомов и т.п. Большое значение в этом ракурсе приобретают экранные виды искусства, которые все уверенней входят в арсенал современной педагогической работы. Закрепление материала может проходить в форме диспутов, музыкальных игр, викторин.
• Метод взаимосвязи с жизнью. Данный метод реализуется в двух направлениях. Первое опирается на принцип социально-исторической обусловленности искусства (взаимосвязь с культурой и социальной средой). Второе направление отражает то значение, которое имеет взаимосвязь преподавания данного предмета реальной музыкальной жизнью. Учитель должен активно интересоваться текущими культурными событиями.
• Метод взаимосвязи видов искусств. Объединение музыки, пластики, сценического и кинематографического решения, аллюзий живописных или дизайнерских стилей. Они дополняют друг друга в создании единого художественного образа или наоборот, способствуют стилевой и образной полифонии.
• Метод диалогичности. Задачи развития критического мышления и формирования у обучающихся собственной эстетической и нравственной позиции по отношению к различным музыкальным явлениям требует постоянного диалога учителя и учеников. В спорах рождаются аргументированные доводы об эстетической ценности изучаемых музыкальных стилей, творчества авторов и исполнителей. Педагогу нужно с уважением относиться к точке зрения учащихся, даже если она противоречит его собственной и принятой в культуре. Тем не менее, необходимо стремиться к тому, чтобы позиция, которую отстаивает подросток, была именно позицией, подкрепленной эстетическими и нравственными убеждениями.
• Метод исторических параллелей. Данный метод реализует необходимость изучения явлений современной музыки во взаимосвязях с историческим и культурным наследием искусства.
2.3 Результаты опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
Впроцессе проведения практической работы мы с учениками рассмотрели и изучили вышеизложенные композиции. Проведя совместный детальный анализ песен, акцентрируя внимание на таких понятиях и символах как «жизнь», «преодоление трудностей», «решительность и смелость», «дружба», «удача» и т.п., ученики не только заинтересовались творчеством музыкантов, но и провели параллели с другими рок-композициями, которые слушают в настоящее время.
Рассмотренные вышеизложенные символы самым непосредственным образом влияют на самооценку личности подростка. На уроке я постаралась через песни довести до ребят следующие принципы повышения самооценки, уменьшения стрессовых ситуаций: – Отрешиться и абстрагироваться от неудач. Каждый человек множество раз ошибается на протяжении всей жизни.
– Воспоминание счастливых моментов жизни. Думать о приятных вещах.
– «Найти человека, которому еще хуже, и помочь ему».
– Найти себя в этом огромном мире. Определить приоритеты и др. Целью урока планировалось определить: возможно ли посредством рок-музыки повлиять на настроение и самооценку подростка? Таким образом, была проведена дополнительная тестовая работа до и после проведения урока. Тест включал в себя перечень термине характеристик, на против которых ученики ставили «+» или «–», соответственно присутствует это качество в нем или нет. Затем все характеристики были объединены в три группы, характеризующие критерии самооценки. Субъективно каждому критерию был присвоен свой вес от 1 до 3. Тестированию были подвержены 21 ученик 7 класса.
Результаты теста представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии | Вес | Результат (чел.) | Изменение | |
до урока | после урока | |||
Тревожность | 1 | 15 | 9 | 6 |
Страх | 2 | 7 | 5 | 2 |
«Комплекс неполноценности» | 3 | 18 | 13 | 5 |
Из таблицы видно, что чем больше взвешенная сумма баллов, тем ниже самооценка всего класса и в среднем каждого ученика. Таким образом, после проведения урока по рок-музыке и детального анализа композиций самооценка школьников улучшилась на 25 баллов или 30%. Вывод: избранные рок-композиции влияют на настроение и самооценку школьников-подростков самым положительным образом. Поэтому я считаю, что необходимо и достаточно актуально внедрять в программу «Музыкального образования» современные направления музыки, в частности рок-музыку. Но пои составлении программы и отбора песенных композиций считаю необходимым опираться на лучшие образцы рок-музыки, включающие в себя вербальные формулы внушения.
Заключение
Проблема музыкального воспитания подросткового поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на основополагающих ценностях античной культуры. На современном этапе развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала еще острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками, подростками.
У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. «…Подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры». [33, 374] Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности, интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важнейшим компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков.