Смекни!
smekni.com

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном процессе (стр. 1 из 8)

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе

Введение

Проблема музыкального воспитания подросткового поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Древнегреческие философы: Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на основополагающих ценностях античной культуры.

В 19 веке проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них необходимо назвать Д.Н. Зарина, А.Н. Карасева, А.Л. Маслова, П.П. Мироносецкого, СВ. Смоленского. Итогом многолетнего опыта стало появление науки – методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-е годы 19 века.

На современном этапе развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала еще острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками, подростками.

Известно, что в подростковом периоде развития музыкальная культура достигает определенного уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачек формирования отношения к искусству, при котором школьники «…подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры». [33, 374] Специальные исследования свидетельствуют о том, что «легкая» музыка обслуживает потребности в общении, движении, разрядке, в то время как классическая – в уединении, обдумывании, больших серьезных чувствах. Наблюдения многих позволяют ныне говорить о том, что большая часть современных подростков увлечена рок-музыкой. Рок является социальнойреальностью нашего времени. Не трудно заметить, что потребности, обслуживаемые роком, преобладают у подростков и старшеклассников. Значит, необходима ориентация школы и на эти потребности. В противном случае они ускользают от педагогического внимания и проявляются за тем как устоявшаяся привычка.

Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности, интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важнейшим компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из СМИ, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка. Это обусловлено тем, что существует неуверенность, страх учителей перед этими проблемами. Многие учителя признаются в своей профессиональной неподготовленности в беседе со школьниками о роке.

Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательных учреждениях, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.

Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.

Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва междуклассическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода обучения школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость создания условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т.е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связей с классической музыкой. Для этого необходимо иметь свою позицию, проявить личностный интерес и собственное отношение.

Целью исследования дипломной работы является становление личности (на уровне самооценки) школьника-подростка в процессе постижения рок-музыки.

1. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: определить психолого-педагогические особенности современных подростков; определить важные музыкальные признаки, характерные для рок-музыки; разработать методику введения в урок песенного репертуара рок-музыки; подтвердить на основе практической работы влияния рок-музыки на повышения самооценки подростков.

Объект исследования – музыкально-образовательный процесс, направленный на осознание подростками себя как личности на основе рок-музыки.

Предмет исследования – педагогические условия становления самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки.

Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала; исследовательская работа (по изучению самооценки подростков).

• При решении данной проблемы можно выделить следующую гипотезу. Влияние рок-музыки на самооценку подростков будет педагогически целесообразным, если учитывать: применение метода идентификации (метод переноса художественного образа на личность слушателя); использование творческих заданий и музыкальных викторин; качественный отбор песенного музыкального материала, включающий в себя вербальные формулы внушения.

Методологическая база исследования – концепции педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, А.А. Пиличяускаса, Г.П. Сергеевой, Е.В. Николаевой, Э.Б. Абдуллина; исследования в области музыкальной психологии В.И. Петрушина, В.А. Подуровского, Н.В. Сусловой; идеи педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвилии, В.А. Сухомлинско* о, Л.В. Байбородовой, концепции ученых-психологов Э. Шпрангера, Ш. Бюлер, Э. Штерна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, труды Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной – У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др.

База исследования – средняя школа №1.


1. Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У разных подростков эти периоды протекают по-разноъ у, что во многом определяется тем, как взрослые реагируют на эти изменения, стараются быть более чуткими и предупредительными или оставляют подростка наедине с проблемами.

Рассмотрим научные концепции таких психологов, как: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Л. Выготский.

Э. Шпрангер (1882–1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

1. тип – резкое и эмоциональное развитие, итогом которого является становление качественного нового Я.

2. тип – медленное, но верное изменение, без особых отклонений в личностных чертах.

3. тип – основан на самостоятельных принятиях решений, преодолениях внутренних страхов, на процессе самовоспитания, что приводит к осознанию индивидуальности, появлению устойчивой рефлексии (самоконтроль).

Ш. Бюлер (1893–1974) считала, что в подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:

1 фаза – это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11–12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны.

2 фаза – продолжительность от 11–13 лет у девочек и от 14–16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания.

3 фаза – несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.

Э. Штерн (1871–1938) полагал «…специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов, а с другой – особым образом его действий». [34, 270]Штерн выделил шесть типов преобладающих ценностей, которые соответствуют шести типам личности подростка.

1. теоретический тип – все стремления направлены на объективное познание действительности.

2. эстетический тип – стремится постичь каждый отдельный случай как символ, знак.