Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
• Целевая агрессия
• Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.[7]
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:
По направленности: | - направленная во вне;- направленная на себя (аутоагрессия); |
По цели: | - интеллектуальная агрессия;- враждебная агрессия; |
По методу выражения: | - физическая агрессия;- вербальная агрессия; |
По степени выражения: | - прямая агрессия;- косвенная агрессия; |
По наличию инициативы: | - инициативная агрессия;- оборонительная агрессия; |
Исследования К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом. Данная норма агрессии ранее относилась к эмоциональной форме выражения. Этим детям свойственны экспрессивные припадки бешенства, они постоянно испытывают высокий уровень тревожности и опасности, переживают страх и пытаются с помощью “приступов бешенства” уменьшить его, а также снять напряжение и тревогу (Н.А. Дубинко).[46]
А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей, и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1.Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение,агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.[48]
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Не агрессивность как таковая, а, наоборот, ее отсутствие, способность затормозить агрессивную реакцию, наличие сотрудничества и охрана потомства, забота о нем, взаимовыручка и опасность всегда благоприятствовали сохранению вида в целом и отдельных его особей. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.[8]
1.3 Анализ исследований проявления агрессивности человека в поведении
Под агрессией, несколько «сужая» Э. Фромма, А.А. Реан понимает любыедействия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.
Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и всякому неживому объекту.
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным следствиям. А именно: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление (или не проявление) агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов.[15]
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Заповеди «не убий», «не укради», «не судите, да не судимы будете» запрещают действия, реально причиняющие или направленные на причинение вреда. Причем речь в равной мере идет о негативной оценке действий, причиняющих физический или психический (моральный) ущерб. Неприемлемой оказывается не только агрессия как действие, но иагрессивность каксвойство личности: «возлюби ближнего своего», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Последняя заповедь прямо противостоит эволюционно-генетическому подходу, при котором бесспорно позитивно оценивается адаптивная агрессия, т.е. такая агрессия, которая направлена на защиту витальных интересов индивида, личности. Христианская же доктрина глобально не приемлет агрессивность как свойство личности, осуждая любую личностную готовность к агрессии. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом (практическом) уровне, но и на когнитивном: «и что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь».[ 51]
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага, но сегодня они полностью утратили эту свою функцию и превратились в виды спорта.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad-"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "наступать". Aggredi- это непереходный глагол, и потому он напрямую не соединяется с дополнением, нельзя сказать toaggresssomebody- "нападать кого-либо".
В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто вроде "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".
Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. При этом следует учитывать, что главное различие между мужчиной и женщиной заключается в их разных функциях во время полового акта. [36]
Что касается оборонительной агрессии, то она, как известно, представляет собой реакцию на угрозу. Человек, который не встречает препятствий для активного самоутверждения, менее подвержен страхам и потому реже оказывается в ситуациях, на которые приходится отвечать оборонительно-агрессивными действиями. Садист становится садистом, ибо он страдает душевной импотенцией; ему недостает способности разбудить другого человека и заставить его полюбить себя; и тогда он компенсирует эту свою неспособность стремлением к власти над другими людьми. Таким образом, агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и потому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении).