Смекни!
smekni.com

Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (стр. 6 из 12)

Дьяченко О.М. [20,стр.74] описывает диагностическую систему, основанную на исследованиях отечественных психологов (Венгера Л.А. и его сотрудников), где в качестве основной единицы анализа умственного развития признается ориентировочное действие. Оно совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Согласно данной модели развития интеллекта, на каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая в конечном счете определяется логикой развития личности ребенка в целом, изменением места, которое он занимает в системе отношений с другими людьми, и сменой видов деятельности, внутри которых и развиваются познавательные действия.

На каждой возрастной ступени развития наблюдается характерное для возраста сочетание и уровень сформированности определенных мыслительных и перцептивных действий. В многочисленных исследованиях (Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Венгер Л.А., Минская Г.И.) было показано, что наиболее характерными для данного возраста являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различия между ними состоят в характере действий, выполняемых ребенком с предметами – заместителями разных видов. Действия наглядно-образного мышления могут быть охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, которые отражают связи и отношения реальных вещей. Схематизироавнные образы позволяют в той или иной ситуации выделить содержание, значимое для решения задачи. При этом ребенок действует в соответствии со связями и отношениями, существующими между реальными объектами. В случае с логическим мышлением ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения, т.д.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта в контексте решаемой задачи.

Согласно данной концепции, целостный процесс умственного развития включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей. Дьяченко О.М. относит к действиям воображения (сохраняя хронологическую последовательность их формирования у детей) следующие:

- действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;

- действия “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

- действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, на каждом возрастном этапе умственное развитие ребенка определяется качественным своеобразием содержания и определенной структурой его умственных способностей.

Вместе с тем, как отмечает Менчинская Н.А., среди закономерностей возрастного развития выделяется одна – ведущая. Определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию.

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основнм Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты, разработанные П. Торрансом.

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность, как показывают исследования, охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. К числу основных таких компонентов можно отнести способность к дивергентному мышлению. В работах Гилфорда предложены три основных фактора творческого проявления личности: оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность к проблеме и интеграция (способность учитывать одновременно или объединять несколько противоположных условий, предпосылок и ринципов).

При изучении проблемы творческого мышления в зарубежных исследованиях были установлены некоторые более частные показатели наличия у личности творческих способностей. Например, по мнению Д. Брунера, некоторые люди имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Отмечено, что высококреативные дети имеют более высокие оценки на широту категоризации, познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восриятии окружающего мира, высоким уровнем когнитивной гибкости. Показано, что творческие личности более толерантны к непоследовательностям и данным, противоречащим их опыту. Согласно данным Торранса, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в предпубертатном возрасте. Проведенные исследования Е.Е. Туник свидетельствуют о том, что креативность неоднозначно зависит от образования: большинство детей теряет свою спонтанную бесстрашность, когда становятся “окультуренными”.

Ветлугина Н.А. [20,стр.94] выделила следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

1. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству.

- искренность, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью;

- активизация волевых усилий, способность к “вхождению” в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

- пециальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

2. Показатели качества творческих действий.

- внесение изменений, дополнений, вариаций, преобразований в знакомый материал;

- создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов;

- применение известного в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задачи;

- нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно;

- быстрота реакций, находчивость в действиях;

- хорошая ориентировка в новых условиях;

- нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

3. Показатели качества продукции детского художественного творчества.

- нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации;

- своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

- соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

Как общую тенденцию современных исследований в области диагностики творческих способностей можно назвать поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может представлять собой непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого в частности (Брушлинский А.В.) или же интегральный показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность, Богоявленская Д.Б.).

Интеллектуальная активность, которая мотивирована, побуждаетс изнутри, вне непосредственного давления извне (“бескорыстная любознательность”), проявляется в саморегуляции, повышенной рефлексии на собственные действия, в познавательной инициативе, стойком интересе к процессу выполнения деятельности, а не только к ее результату.

Интеллектуальная активность представляет собой интегральное свойство системы “интеллект – личность”. В качестве функции интеллектуальной активности выступает интеллектуальная инициатива, которая характеризует индивидуальный качественный уровень познавательной при отсутствии внешних стимулов. Таким образом, интеллектуальная инициатива позволяет отличать интеллектуальную активность и от умственной деятельности как таковой, и от показателей ее психофизиологического тонуса (напряженности, скорости, т.д.) (Непомнящая Н.И., Богоявленская Д.Б.). Наиболее специфическим проявлением интеллектуальной активности является теоретический анализ, не обусловленный ни практическими нуждами, ни внешней отрицательной оценкой его деятельности, ни внутренней неудовлетворенностью. Именно такое нестимулированное продолжение познавательной деятельности носит название “интеллектуальная инициатива”. Исследования показали, что высокому уровню интеллектуальной активности всегда соответствует высокий уровень познавательных способностей, однако обратной корреляции не обнаружено. Таким образом, высокие умственные способности не обязательно сопровождаются высоким уровнем познавательной активности, и основную причину этого авторы усматривают во влиянии такого фактора как мотивационная подсистема системы “интеллект –личность”. При определенном личностном барьере интеллектуальная активность может быть весьма низкой. Таким барьером может быть завышенный или просто неадекватный уровень притязаний (успех любой ценой), личностная направленность, ориентировка на оценку, доминирование в структуре личности эгоистических тенденций.