Критерии | Экспериментальная группа,кол-во детей, в% | Контрольная группа,кол-во детей, в% |
Установлениепричинно-следственных связей | 55 | 50 |
Использование распространенных предложений | 30 | 35 |
Уточняющие вопросы | 45 | 55 |
Уровень сформированности представлений об окружающем мире
Уровень развития | Экспериментальная группа,кол-во детей, в% | Контрольная группа,кол-во детей, в% |
Очень высокий | 10 | - |
Высокий | 20 | 20 |
Средний | 40 | 40 |
Низкий | 30 | 40 |
Очень низкий | - | - |
Частота выбора разных мотивов учения.
Мотив | Экспериментальная группа,кол-во детей, в% | Контрольная группа,кол-во детей, в% |
Учебный | 35 | 25 |
Социальный | 5 | - |
Отметка | 15 | 20 |
Игровой | 30 | 40 |
Позиционный | 15 | 10 |
Внешний | - | 5 |
Таким образом, при анализе полученных результатов отмечается сравнительно одинаковый уровень развития мыслительных операций у дошкольников экспериментальной и контрольной группы. Но можно отметить несколько большую осведомленность и способность к установлению причинно-следственных связей детей экспериментальной группы, а также наличие у этих детей большего познавательного интереса.
3.3 Формирующий эксперимент
Цель: организация деятельности по целенаправленному формированию понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
разработка цикла занятий по английскому языку (на примере понятий о животных);
апробация занятий в экспериментальной группе (частота занятий – 1 раз в неделю в течение полугода).
План-конспект трех занятий по английскому языку.
Т.:Good morning, children.
Приветствиепомощников-куколТомаиАлисы: Good morning, children.
Т.: Том и Алиса приготовили для вас новую игру.
Разминка-приветствие. Good morning, Michael!
Один из детей (водящий) выходит к столу учителя и становится спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из сидящих учеников, который говорит: «Good morning, Michael!» Водящий пытается догадаться по голосу, кто с ним поздоровался, и отвечает, например, «Good morning, Lena!» Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на свое место, после чего назначается новый водящий.
Т.: Вчера Том и Алиса были в зоопарке. И хотят рассказать вам, каких животных они там видели.
II.Games:
Игры I-го блока. Введение новой лексики и раскрытие значения.
1-ая игра:
Предъявляем картинку с изображением и называем по-английски.
–This is bear.
Дети хором повторяют за преподавателем.
2-ая игра:
Предъявляем картинку с изображением и спрашиваем:
– What is this?
Дети отвечают.
3-я игра:
Предъявляем картинку с изображением и спрашиваем:
– Is this bear?
Детиотвечают:
–Yes, this is bear.
– No, this is not bear.
Сначала показываем картинку, чтобы ответ был положительным, а потом начинаем показывать картинку для отрицательного ответа.
4-я игра:
По аналогии с 3-ей игрой, только другой тип вопроса:
– This is bear, isn’t it?
– Yes, it is. This is bear.
5-ая игра:
Предъявляем картинку с изображением и задаем альтернативный вопрос:
– Is this dog or cat?
– This is dog.
Подвижнаяигра Animal Hunt.
Один из детей выбирается охотником; остальные выступают в роли различных животных: учитель тихонько говорит каждому из них по-английски название какого-либо животного. Одно и то же название может быть дано нескольким детям, т.е. будет несколько медведей, зайцев, волков и т.п.
В двух противоположных углах зала отмечены мелом (или как-то по-другому) загоны. Животные собираются в одном загоне, охотник стоит недалеко от него. Он выкрикивает по-английски название какого-либо животного, например, собаку. Ребята, получившие это название, должны перебежать из одного загона в другой. Задача охотника – поймать одного из них. Пойманный ребенок становится охотником, и игра продолжается.
Заключительная игра: Командная. Дети соревнуются, какая команда назовет больше слов изученной лексики.
Занятие 2.
Введение в сюжет урока. Закрепление новой изученной лексики через повторение речевого образца за учителем с одновременным наполнением его другими, известными детям лексическими единицами.
Т.:Good morning, children.
Приветствиепомощников-куколТомаиАлисы: Good morning, children.
Исполнениепесни:
Good morning, good morning. Good morning to you.
Good morning, good morning. Oh, how do you do?
Употребление новых слов в предложениях-клише с опорой.
Т.: Угадайте, какая игрушка спрятана за спиной у Тома. Сначаласпрошуя.
Т.: Have you a bear?
Tom: No.
P: Have you a dog?
Tom: No.
P: Have you a frog?
Tom: No. И т.д.
Т.: По дороге на занятие Алиса нашла корзинку, в ней оказались уже знакомые нам животные, но Алиса совсем забыла их названия. ДавайтепоможемАлисевспомнитьих.
– Name the animals, which are in my magic basket?
У Алисы – корзинка с картинками животных. Детям предъявляются картинки и они называют, что на них изображено.
Т.: Том приготовил нам интересную игру и ему уже не терпится познакомить нас с ее правилами.
What has changed?
Выбирается ребенок-ведущий, по считалке. Он выходит к доске, рассматривает и называет предлагаемый ряд изображенных животных. Потом – отворачивается, а в это время 2 картинки меняются местами.
Ведущий должен назвать, что изменилось.
Т.: А я тоже знаю игру, похожую на эту.
What picture is missing?
Тот же принцип, что и в предыдущей игре, только из предложенного ряда убирается 1 картинка, и ребенок должен назвать исключенное животное.
Учитель раздает каждому ребенку по игрушке, («Olya, take a frog. Katya, take a bird»), и предлагает такую коммуникативную задачу: «К нам пришел директор цирка. Мы хотим, чтобы он принял наших зверей в цирк. Для этого нужно сказать, что они умеют делать. ПустьпервымскажетТом».
Tom: My cat can climb.
Olya: My frog can swim.
Katya: My bird can fly. И т.д.
Т.: Директор цирка тоже знает интересную игру, давайте попросим его поиграть с нами. Заключительная игра:
Are You…?
Выбирается ведущий, который изображает какое-либо животное, например, кролика. Он совершает разные действия, характерные для этого животного, например, подпрыгивает. Другие ребята стараются угадать, какое животное он изображает. Например: «Are you a cat?» - «No, Im not». И т.д. Угадавший становится ведущим.
В конце занятия всем детям дается индивидуальное задание с целью поэтапного контроля за усвоением материала:
What picture is unnecessary?
В ряд картинок с изображением животных кладется картинка, с не относящимся к ним изображением какого-либо предмета, и детям предлагается угадать, что лишнее.
Занятие 3.
Введение в сюжет урока. Развитие навыков устной речи, расширение осваиваемого образца общения, закрепление лексического материала.
I. Т.:Good morning, children.
Приветствие помощников-кукол Тома и Алисы: Good morning, children.
Т.: мы получили письмо, но прежде чем прочитать его, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии.
Игра-разминка:
Let’s play the Zoo.
Игра на повторение пройденной лексики. Детям предлагается назвать животных, которых можно увидеть в зоопарке. И названное слово показывается на картинке.
Т.: А теперь прочитаем письмо. Ой, ребята, злой волшебник заколдовал наших любимых животных и расколдует их только в том случае, если мы выполним все его задания. Сможем ли мы? Сначала он хочет проверить, насколько мы внимательны.
1-яигра:
Animal or not animal.
Игра с мячом. Дети встают в круг. Ведущий – преподаватель или выбирается из детей по считалке. Ведущий бросает детям по очереди мяч и называет какое-нибудь слово из животных или слово, не относящееся к ним. А играющие должны ловить мяч, если названное слово – животное или отбрасывать – если не животное.
Том: Ребята, теперь он хочет, чтобы мы перечислили всех, кого он заколдовал и унес в свою волшебную страну.
2-аяигра:
What can you meet on this Magic Path.
Дети перечисляют животных, которые встречаются на волшебной тропинке.
Т.: Злой волшебник вернет нам наших животных, зверей, если мы расскажем ему, какое у них любимое блюдо. Начнет Алиса.
Alice: My dog likes meat.
P1: My cat likes milk.
P2: My crocodile likes frogs. И т.д.
Тем самым создаются условия для непроизвольного запоминания грамматической структуры, поскольку внимание детей всегда направлено на смысловую сторону высказывания.
4-яигра:
Guess the animal I am speaking about.
Педагог описывает животного простыми предложениями или загадками, а дети догадываются, о ком идет речь.
Алиса: Ой, к нам кто-то пришел.
Педагог: Да это же злой волшебник, но по-моему он совсем не злой, а просто одинокий, ему хочется играть вместе с нами. Ребята, пустим его к себе?
Сейчас волшебник будет показывать вам зверей (животных, птиц и т.д.). соответствующую игрушку получит тот, кто не только сумеет назвать цвет, но и сказать, например, большую или маленькую собачку он видит. ПустьпервымскажетТом.
Tom: I see a big black dog.
P1: I see a small red fish.
P2: I see a small yellow bird. И т.д.
Затем дети прощаются с волшебником и предлагают приходить к ним в гости.
Педагог с Алисой и Томом подходит к каждой парте. Дети прощаются с ними и животными, которых складывают в их корзинку.
Alice: Good-bye, Katya!
Katya: Good-bye, Alice! Good-bye, dog!
Также в этой теме можно использовать следующие игры:
Add as many words as you can.
Детям показывается картинка, и они по очереди добавляют слова (прилагательные), причем все последующие повторяют слова предыдущих детей.
Put the pictures in the right order according to the story.
Педагог ведет рассказ, а дети выкладывают картинки по порядку. Потом детям предлагается по очереди повторить рассказ при помощи выстроенных картинок.
Say as many sentences as you can about…
Каждому ребенку дается картинка с изображением животного, которую он должен описать несколькими простыми предложениями.