Критика предшествовавших исследований
Отличительной особенностью данного исследование является критика используемых ранее методов и попытка поиска лучшей модели исследования. Так, авторы утверждают, что прошлые исследования опирались на модели с существенными минусами: возможность анализа структуры только дисперсий и ковариаций исследуемых параметров; наличие необоснованных предположений о равенстве вкладов различных типов сред в психологические характеристики моно- и дизиготных близнецовых пар и о равенстве эффектов влияния генетических факторов; искусственность формальных определений общей и индивидуальной сред и другие минусы.
Преимущества используемого метода
Оправданно актуальный поиск нового метода исследования привёл к разработке метода исследования комбинированного влияния наследственности и среды, опирающегося на анализ изменений в распределениях фенотипа в популяции. Полученные модели позволили оценивать динамику не только дисперсий, но и средних значений рассматриваемых величин как непрерывных функций от времени – что очень важно для психологии, поскольку открывает путь для исследования важной проблемы детерминант психического развития. Предложенный метод также дал возможность провести исследование эволюции распределений коэффициента интеллектуального развития с возрастом, позволив сделать ряд заключений о развитии российских детей до школы и в школьный период, а также о зависимости комбинированного влияния наследственности и среды от уровня интеллектуального развития.
Авторы статьи делают особый акцент на анализ близнецовых данных методом теории информации с опорой на понятие энтропии, так как ранее такие исследования не проводились. Отличительной особенностью данного метода является возможность учёта информации о психологических характеристиках, которая теряется при вычислении моментов второго порядка, возможность исключить ряд недостаточно мотивированных априорных предположений, неизбежных при проведений традиционного факторного анализа, а также получить дополнительное средство для оценки корректности выводов и результатов, получаемых с помощью других методов.
Шкала интеллекта Векслера
Тестирование интеллекта детей проходило по адаптированной в России детской шкале интеллекта Векслера (WISC), используемой для диагностики когнитивных способностей детей в возрасте 5–16 лет и состоящей из 12 субтестов. Одна половина субтестов служит для оценки вербального интеллекта, другая – невербального. Подсчитывались общие показатели вербального, невербального и общего интеллекта.
На данном этапе исследования можно высказать несколько критических суждений. Начнём с критики использования достаточно абстрактного понятия «интеллект». Нам кажется, что в исследовании недостаёт операционального определения данного термина. Как объект генетического исследования интеллект чрезвычайно «неудобен», прежде всего из-за отсутствия четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей определения этого понятия. До сих пор актуален такой вопрос: сколько существует интеллектов – один или множество? Известно, что два основных подхода к оценке структуры интеллекта, а через нее и к содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмэна и Л. Терстона. Согласно первому подход существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач – фактор общего интеллекта. Автор второго подхода Л. Терстон утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей.
Интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменной, на диагностику которой направлена используемая методика. Так как авторы предлагают использовать методику Векслера, очевидно, они принимают его понимание данного термина. Векслер определяет интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
Ещё одним, на наш взгляд, критическим положением исследования является определённый недостаток самого теста. Сравнение результатов по тесту Векслера с результатами по тесту Стэнфорд-Бине показало, что тест Векслера благоприятен для лиц с низким уровнем развития, то есть шкала теста «растянута» снизу. С другой стороны, лицам с высоким и сверхвысоким уровнем интеллекта при выполнении теста трудно «развернуться» и продемонстрировать свои способности: срабатывает эффект «потолка». Возможно, этот недостаток оказал виляние на результаты исследования.
Результаты теста зависят и от ситуации, мотивации, эмоционального состояния испытуемых. Главным недостатком теста является «экзаменационная последовательность» заданий: они следуют от простого к сложному. Любой испытуемый после завершения выполнения каждого субтеста испытывает ощущение неудачи, а следовательно у испытуемого падает мотивация.
В общем, на наш взгляд эксперимент спланирован отлично. Выборочная совокупность была точно определена и тщательно описана. Объём выборки был достаточно большим для такого уровня исследований; валидность используемых тестов также была доказана.
Актуальность исследования
Экспериментаторы полагают, что полученные данные дадут возможность выявлять скрытые закономерности развития личности и формируют основания для обоснованного выбора оптимальных методик обучения и воспитания, что вызывает большой интерес у специалистов в области психологии и педагогики. Актуальность решения этой проблемы обусловлена тем, что к настоящему времени накоплено большое число методик подобного рода, многие их которых содержат противоречивые рекомендации.
Особенности анализа информационных связей в близнецовых парах
Далее идёт подробное (и, что немаловажно, доступное) изложение основных этапов исследовательской работы. Были выведены формулы, позволяющие:
оценить баланс влияний генетических факторов и воздействия общей среды;
описать эволюцию психологических характеристик личности в лонгитюдном исследовании;
оценить процентное содержание предыстории и инноваций, а также влияний наследственности и среды на наблюдаемую психологическую характеристику.
В статье приводится 2 схемы, которые наглядно демонстрируют эти отношения (см. рисунок). Все обозначения и отношения между переменными чётко прописаны в тексте.
На данном этапе исследования можно предположить следующие критические позиции.
Во-первых, составляющая общей среды для разнотипных близнецовых пар полагается авторами одинаковой. Это означает, что изучаемые близнецы проживали вместе. Соответственно, определённый недостаток внешней валидности заключается в том, что результаты проведённого исследования нельзя распространить на разлучённых детей.
Во-вторых, можно высказать критику в отношении обобщения, сделанного авторами. Сразу стоит оговориться, что это обобщение неизбежно в силу сложности эксперимента, но всё же оно имело место быть. Авторы выводили коэффициент отношения генетических составляющих моно- и дизиготных близнецовых пар для простейшего случая гена, находящемся в двухаллельном состоянии. Обобщение заключалось в том, что полученный результат был принят для интеллекта, который является полигенным признаком.
Конечно, понятно, что это обобщение было сделано исключительно в силу сложности проведения исследования, в котором бы учитывались гены с большим количеством аллелей. Анализ вероятности появления различных типов пар близнецов для двухаллельного гена уже представлял собой большую сложность, так как в результате было получено 9 типов пар дизиготных и 3 типа пар монозиготных близнецов.
Анализ информационных связей и симплекс-модели
Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторный анализ обеспечил выявление факторов, определяющих структуру общего интеллекта, и исследование динамики ее изменения со временем.
На данном этапе авторы обозначают исследованную выборку: она состояла из 34 пар монозиготных (МЗ) и 28 пар дизиготных (ДЗ) близнецов, которые проходили тестирование в возрасте 6 и 14 лет. Выборка состояла из добровольцев, числящихся в городской популяционной базе близнецов, собранной лабораторией возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования. Все дети были воспитаны в русскоязычных семьях, принадлежащих преимущественно к среднему классу. Все наблюдавшиеся пары близнецов – однополые. Анализировались только те из них, чья зиготность была точно установлена по диагностическому опроснику.
Мы считаем, что однополость пар – существенный плюс исследования. Таким образом отрицается возможность влияния на результаты генов, сцепленных с полом. Или, доказано, например, что мамы с младенцами-девочками общаются больше, чем с мальчиками, поэтому сначала девочки опережают мальчиков в уровне развития вербального интеллекта. Затем эта разница уменьшается.
Авторы работы описывают зависимые и независимые переменные: в качестве наблюдаемых переменных использовались показатели интеллекта, а в качестве латентных факторов – величины, обусловленные аддитивными генетическими эффектами (различия между гомозиготами), а также влиянием общей и индивидуальной сред.