Примерно в то же время было совершено убийство восьми женщин в Чикаго. Внешность убийцы по описаниям напоминала внешность носителя ХYY-кариотипа. Было высказано предположение, что убийца - мужчина с синдромом ХYY. Впоследствии это не подтвердилось, но идея о "хромосоме убийцы" оказалась живучей. Начались дискуссии о том, не являются ли носители синдрома ХYY социально опасными и не следует ли их изолировать от общества, даже если они не совершили никаких преступлений. Это побудило провести специальные исследования синдрома ХYY.
Оказалось, что частота встречаемости кариотипа ХYY у новорожденных мужского пола составляет примерно 1: 1000. Стало ясно, что большинство носителей кариотипа не являются преступниками. Кроме того, когда был проанализирован состав преступлений, за которые отбывали наказание "сверхмужчины", оказалось, что среди них преступления с совершением насилия занимали лишь малую часть. Преобладали преступления против собственности. Более того, отбывающие наказание носители ХYY оказались в массе своей более дружелюбными, чем преступники с нормальным кариотипом. Были проведены и другие психиатрические и психологические обследования, которые привели к заключению, что облик преступника с кариотипом ХYY никак не соответствует образу маньяка-убийцы. Однако все же число обладателей кариотипа ХYY в тюрьмах выше, чем в среднем в популяции. Возможно, это можно объяснить внешним обликом таких мужчин (они выше среднего роста) и сниженным интеллектом. Может быть, вследствие этого они чаще вовлекаются в преступления и чаще оказываются на скамье подсудимых.
Этот пример еще раз показывает, насколько будоражат общество сообщения о связи преступности с наследственностью. Часто первые результаты оказываются ненадежными и даже ошибочными, поэтому исследователи, ведущие работу в этом направлении, несут немалую ответственность за достоверность сведений, которыми они располагают. Еще раз подчеркнем, что нравственные и юридические проблемы, связанные с генетикой человека, требуют не меньшего внимания, чем сами генетические исследования.
1. Афанасьев С.П. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. - М.: Мысль, 2000.
2. Бажанова И.М. Проблемы социально - педагогической реабилитации детей сирот с умственной отсталостью в школах. - М., 2000.
3. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 2001.
4. Батаршев А.В. Тестирование - основной инструментарий практического психолога. - М.: Дело, 2001.
5. Платонов К.К. Нормы общества и девиантное поведение. - М.: Наука, 2000.