Сценка может остаться сценкой для двоих, но может привлечь и новые роли: может появиться милиционер или сосед по этажу, которого вызвала по телефону девушка, когда парень стал слишком рьяно рваться в ее квартиру. Юноша может по мобильному телефону позвать на помощь дружка, если девушка ставит условие, что гостей она примет только с тортом и шампанским. Наконец, может появиться второй юноша, именно его ждала девушка и поэтому-то и не пускала к себе незваного гостя.
Чай в половине двенадцатого ночи. Игротерапевт выбирает из группы опять-таки двух добровольцев и сообщает сюжет: «Юноша пьет чай с девушкой у нее дома. Кроме них, в квартире никогонет. Юноше девушка нравится. Девушка же пока не решила, нужен ли ей этот парень. Наступил вечер, даже поздний вечер— уже половина двенадцатого ночи. Скоро перестанут ходить автобусы. На улице холодно». Девушке и юноше опять даются противоположные инструкции Юноше: «Попробуй остаться, все равно у нее дома никого нет и уже поздно». А девушке: «Уже поздно, наверное, его уже надо выгонять».
В этой сценке и в любой следующей игротерапевт использует прием «запасной актер», если один из добровольцев слишком однозначно, ригидно ведет себя в ситуации. Ситуация как бы на мгновение останавливается, быстро заменяется один из актеров, ему подсказываются возможнее варианты продолжения, да и сам «запасной» выбирается не случайно, а из тех подростков, которые наиболее интересно и заметно подсказывали актерам, как быть в этой ситуации и ситуация развивается дальше.
Игротерапевт и сам может организовать обратную связь по упражнению, задав зрителям вопросы: «Кто вам понравился в сыгранной сценке? Кто был более правдоподобен? Насколько реально все то, что играли, или так в жизни не бывает?». Что касается актеров, то надо и им дать возможность — при желании — проговорить свои переживания во время игры: «Что с вами происходило во время игры? Что было самое неожиданное? Самое трудное?»
Треугольник. Эта классическая ситуация воплощается здесь в самых различных обличиях. Суть ее: юноша видит «свою» девушку, т.е. ту, к которой он неравнодушен и которая, казалось бы, принимает его ухаживания, с другим (все то же самое можно сказать о девушке: она видит «своего» с другой). Он видит ее в кафе за столиком, на дискотеке, в музее, в курилке. Как поведет себя парень? Вот это ему и надо сыграть.
Богатая тетя. Юноша и девушка — играют влюбленную пару, которая хочет проверить глубину своих чувств. У одного из них есть богатая тетушка со свободной, пустующей квартирой. Они решаются напроситься к ней в гости, чтобы убедить ее на время разрешить им «пожить» в этой пустующей квартире. Ситуация обставляется так, что все это знают от игротерапевта только юноша и девушка, группа же и тетушка, которую выбирают молодые, ничего этого не знают и узнают только по ходу действия. На роль тетушки лучше подойдет кто-то из зрителей, личностно более зрелый человек,
Беременность. Игротерапевт должен найти на роль несовершеннолетней, которая беременна, достаточно артистичную и смелую девушку из группы. Ей он приватно рассказывает ситуацию: «Девушка гуляла с парнем и забеременела. Ей всего 15 лет. Парень старше. Девушке он очень нравился. Но когда юноша узнал о ее беременности, он «убежал в кусты». Родителям девушка боится говорить: они ее не поймут и скорее всего просто выгонят из дома. Особенно она боится мамы. С кем посоветуешься?» Девушка-актриса должна выбрать кого-то из группы и сказать ему, какую роль та или тот будет играть, но только это. Все остальное группа и выбранный партнер узнают это по ходу действия.
Игротерапевту придется в нужный момент ввести в сценку родителей. Конечно, высока вероятность, что логика развертывания сценки приведет к убежавшему юноше. Лучше, чтобы его выбрала сама героиня. Возможно и какое-то последовательное включение в сюжет и родителей юноши. Таким образом, сценка может разрастись до целого акта спектакля. В этом нет ничего плохого.
Знакомство на лавочке. Парень или девушка должны подсесть к якобы незнакомцу на лавочке и познакомиться с ним.
Согнать со стула. В парке стоит лавочка для одного человека. На ней кто-то сидит и засыпает. Проходящий мимо прохожий должен убедить сидящего уступить ему место. То же самое повторяется, но засыпает уже девушка.
Приставание к девушке в лифте. Юноша и девушка едут вдвоем в лифте, который медленно взбирается на 33-й этаж. Юноша решил немного поприставать к девушке. Как она поведет себя?
Наш двор. Две-три девушки играют «грозу соседних дворов». Но как раз через их родной двор в соседнюю булочную идет какой-то незнакомый парень. Разве он не знает, что это не его территория? Как девушки скажут об этом парню?
Трамвай в часы пик. Трамвайная давка в час пик. Одному человеку — юноше или девушке — надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих «спина к спине» пассажиров нелегко? Как действовать?
Заснуть на плече. Междугородний автобус в пути уже три часа. Рядом сидят не знакомые друг с другом юноша и девушка. Юношу сморил сон. Как он ни крепился, он медленно засыпает на плече у девушки. Как отреагирует на это девушка?
Ссора. Девушка и юноша сидят на одном стуле. Их позы должны показывать, что между ними серьезная ссора. Затем юноша и девушка должны медленно и без слов помириться.
Как привлечь внимание. На стульях лицом в одну сторону, но на расстоянии двух-трех метров друг от друга сидят юноша и девушка. Кто-то из них должен смотреть только вперед, а второй, не вставая со стула, всеми возможными невербальными средствами сделать так, чтобы другой обязательно и как бы непроизвольно взглянул на него.
Бессмысленные вопросы. Игротерапевт подходит последовательно к каждому из сидящих в круг подростков и задает краткий вопрос типа: «Будешь? Кто? Давай завтра? Мама была? Отдавай долг! Что это у тебя (прикасаясь к воображаемой шишке на голове)? Можно еще одну? Иди отсюда!» — и др. Каждый вопрос дополняется какими-то невербальными компонентами.
Великолепная Валерия. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия. Интересный Игорь ит. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.
Одеяло. Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая « перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.