При медитации существенно положение тела. Обычно это известная «поза Будды». Такое положение тела направляет кровообращение правильным путем. Многократные повторения духовной формулы (священных слогов) концентрирует внимание и сосредоточенность. Постепенно обостряется восприятие органов чувств. Происходит продвижение сознания вовнутрь. При сосредоточении мысли испытывается легкое возбуждение в области гипофиза. Это воспринимается как физически ощущаемое давление (в йоге гипофиз считается центром воли). Так тренируется углубление в себя.
9. Левитация
Среди феноменов состояний измененного сознания есть один из самых впечатляющих, называется он левитация. Из энциклопедии: «Левитация – подъем тела в воздухе без применения механизмов» Санскритский вариант: «Сверхъестественная способность становиться легким по желанию».
Самым ярким примером обладания этим феноменом является Святой Иосиф – «летающий монах, чьи полеты были зафиксированы многими. При парении в воздухе в состоянии экстаза, Св. Иосиф, по-видимому, умел контролировать свои полеты. Известно, что владели этим феноменом люди, исключительные поп своим духовным качествам. В Индии, например, к их числу относились многие жрецы – брахманы, йоги и святые отшельники.
Известно, человек не летает не потому, что у него нет крыльев, а потому, что сила гравитации не позволяет ему взлететь. Человек может преодолеть гравитацию, если уменьшит свой вес. По-видимому, при полете человека им генерируется какая-то энергия, которая воздействует на него, преодолевая сиу гравитации.
Впервые официально этот феномен был продемонстрирован в 1986г в Вашингтоне. Состоялись соревнования летающих йогов. Принимало участие 20 человек. Это были первые успешные демонстрации, где были произведены замеры и сняты видеофильмы. В соревнования входили следующие дисциплины: высота полета (рекорд – около 60 см), длина перелета (рекорд – 1,8м) и полеты на скорость на дистанции 25м с препятствиями высотой 8 дюймов. В основном это были подлеты, а не парения и даже не зависания в воздухе, напоминали они плавные прыжки на высоту 1,5-2м. При этом йоги сидели в позе «лотоса», скрестив ноги. Кроме того, регистрировалось и плавное уменьшение веса во время подлетов.
Физиологическая активность резко падала. Наступала полная остановка дыхания (от 1 до 3 минут), и менялся сам характер дыхания. Не было даже видимости физического усилия. Наступало глубочайшее расслабление. Левитанты находились в полугипнотическом состоянии. Резко изменялась частота пульса, увеличивалась с 50-60 ударов в минуту при сидении на земле до 90-100 ударов в момент взлета. Самый длительный полет длился 2 минуты.
Левитация – явление загадочное. Одно только ясно: совершается левитация в состоянии измененного сознания. Левитант входит в транс, используя специальную технику дыхания, сосредоточения, концентрации. Обычный человек в обычном состоянии сознания никогда не сможет оторваться от земли даже на 1 мм.
10. Холотропическая терапия
Холотропическая терапия – теория и практика глубинной психотерапии и самоисследования в измененном состоянии сознания, разработанные Станиславом и Кристиной Гроф. Теоретической базой служит расширенная картография внутреннего пространства, полученная в результате психоделических исследований. Феноменологическое описание переживаний в ИСС включает 4 уровня человеческой психики и соответствующего им опыта.
1. Сенсорный опыт – сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенные какого-либо персонального символического смысла. Активизирующие образы могут не вскрывать бессознательного и не иметь никакого психотерапевтического значения.
2. Психодинамический (биографический) опыт связан с важнейшими негативными и позитивными событиями жизни человека, несущими сильный эмоциональный заряд. На этом уровне при погружениях в ИСС может актуализироваться не решенный ранее конфликт, значимое приятное воспоминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с ним, травмирующее переживание и т.п.
3. Перинатальный (добиографический) опыт состоит в переживаниях повторного биологического рождения, умирания и смерти, безысходности и удушья, мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения.
4. Трансперсональный (сверхбиографический) опыт включает переживания временного расширения сознания (переживания предков, филогенетический опыт); пространственного расширения сознания (идентификация с другими личностями, животными, растениями, планетарное сознание); пространственного сужения сознания – до уровня отдельного органа; ощущения иной реальности (архитипические переживания, восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральных символов).
Практическая техника холотропической терапии включает в себя интенсивное дыхание, побуждающую музыку и сфокусированную работу с телом. Возникающие при гипервентиляции ИСС обладают, с точки зрения Грофа, мощным целительным, трансформирующим и эволюционным потенциалом. Главная цель – активизация бессознательного материала, разблокирование энергии и в обращение стационарного энергетического баланса в поток переживаний.
11. Интерактивная психотерапия
Это один из методов глубинной психотерапии в ИСС. Интерактивная психотерапия представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения, формирование устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью кА как в обычных, так и в ИСС; цикла погружений в ИСС с активной рефлексивной работой по специально разработанным методикам и подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; последующего дальнейшего использования навыков интерактивной рефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни. Интерактивная психотерапия применяется при ИСС, индуцированных с помощью психотехнических приемов, например, интенсивного дыхания, медитативной практики, гипнотического воздействия и т.п., а также в ИСС, непроизвольно возникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна для интерактивной работы со сновидениями.
Теоретической базой интерактивной психотерапии служит разработанный в ее рамках интерактивный динамический подход к взаимоотношениям сознания и проявляющихся в ИСС, ранее не осознававшихся образований психики. Подход основывается на допущении, что целостное, сознательное «Я» и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются относительно самостоятельными и в то же время взаимозависимыми системами, способными влиять друг на друга. Обе взаимодействующие системы потенциально являются подсистемами нового, более целостного образа «Я», который может возникнуть при их интеграции друг с другом.
Для достижения интеграции, сопровождающейся улучшением психического состояния и личностным ростом, используются определенные интерактивные стратегии рефлексивной работы в ИСС, различающиеся для случаев взаимодействия с негативно заряженными внутренними переживаниями и для взаимодействия с символической презентацией, имеющей ярко выраженный позитивный оттенок.
При негативных переживаниях:
1. «Встреча». Рефлексивная работа, направленная на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный опыт и помочь ему проявиться в сознании.
2. «Принятие». Работа рефлексии по полному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми его символическими презентациями и в повторном спокойном символическом переживании прошлой психотравмирующей ситуации.
3. «Раскаяние». Интерактивное переосмысление негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и формирование направленности личности на активное взаимодействие с ней.
4. «Любовь». Происходит интеграция неосознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного образа «Я», заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к появившейся в сознании структуре психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно- эмоциональным воздействием (отношением любви).
5. «Отрешенность». Новое целостное состояние сознания закрепляется за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими бы эмоциональными и высоко значимыми они ни были.
12. Ребефинг
Ребефинг – дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л.Орром и С.Рэй. Психотехнология Ребефинг заключается в применении интенсивного дыхания для индуцирования ИСС и внутренней работы с аффирмациями (утверждениями).
Основной элемент ребефинга – связное дыхание, которое представляет собой глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. При этом вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох пассивным, расслабленным. Второй важный элемент ребефинга – работа с аффирмациями, которая представляет собой процесс обнаружения проблемной ситуации, ее рационального рассмотрения, всестороннего анализа и перевода проблемы из негативного контекста в позитивный путем повторений аффирмации в различной форме.
Первоначально Ребефинг применялся для устранения отрицательных последствий родовой травмы. В ИСС, индуцированным интенсивным дыханием, пациенты повторно переживали различные травмирующие моменты своего биологического рождения, испытывали сильные телесные и душевные страдания, переживали ощущение умирания, смерти и в результате достигали состояния, субъективно интерпретируемого как второе рождение и характеризующееся полным расслаблением, умиротворением, ощущениями освобождения, очищения, любви и единения с миром.