Позднее сфера применения ребефинга расширилась, и он стал применяться для активизации различных травматических областей индивидуального бессознательного, повторного переживания эмоционально интенсивных событий биографического характера, являющихся причиной стрессовых состояний, актуальных психологических проблем и разнообразных психосоматических заболеваний. При этом основная задача ребефинга осталась прежней – используя специальные дыхательные приемы, дать возможность проявиться в сознании и теле ранее вытесненному негативному опыту, пережить его заново и, изменив к нему отношение, интегрировать лежащий в его основе бессознательный материал.
13. Заключение
Теперь, когда мы рассмотрели конкретные характеристики, связанные с ИСС, а также привели несколько примеров, можно поднять вопрос, удовлетворяют они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека. Можно говорить, что уже само наличие и распространение таких состояний человека свидетельствует об их значимости в его повседневном функционировании. Трудно согласиться, например, с тем, что человеческая способность входить в транс эволюционирует почти также, как в ситуации гипноза на сцене либо в клинических или лабораторных условиях. Более того, массовое распространение и использование мистических и одержимых состояний, эстетических и творческих переживаний свидетельствуют, что эти ИСС удовлетворяют многие потребности человека и общества.
Итак, ИСС могут рассматриваться как «конечные проводящие пути» для многих самых разных форм выражений и переживаний человека, как адаптивных, так и не адаптивных. В одних случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия «встанет на службу эго» и позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания в социально санкционированной и конструктивной форме.
Функции ИСС
А. Неадаптивные выражения. Неадаптивные выражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИСС могут представлять: а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация); б) защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния во время психотерапии); в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакция острого психоза и паники); г) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя); д) символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство); е) проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений (например, предвестники, токсические состояния); ж) неосторожные потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).
Б. Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.
1. Исцеление. История оказывает, что продуцирование ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющих действиях и практиках. Индукция этих состояний использовалась почти для любого возможного аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своих пациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления. Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик, священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцирование пациентом ИСС необходимым условием исцеления. Неисчисляемые случаи практики исцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости, склонности к эмоциональному катарсису и чувстве возрождения, связанных с ИСС. Практики «инкубации» в храмах сна у древних египтян и греков, излечение верой в местах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от «божественного прикосновения», наложение рук, при посещении мощей, спиритическое исцеление, излечение одержимости духами, экзорсисзм, гипнотическое и магнетическое лечение и современная гипнотерапия – все это очевидные случаи роли ИСС в лечении.
Фармакологически индуцированные ИСС также играли большую роль в исцеляющих действиях. Абреактивные или катарсические техники, когда употребляются пейот, эфир, СО2 , амитал, метамфетамин и ЛСД-25, всегда широко использовались в психиатрии. Куби и Марголин комментировали терапевтическую ценность некоторых наркотических веществ, вызывающих временную диссоциацию и снижающих подавление.
Вероятно, несвязанные со специфическими эффектами ИСС в лечении являются неспецифические последствия других изменений в сознании, направленных на поддержание психического равновесия и здоровья. Например, сон традиционно считается великим целителем и, по-видимому, служит важной биологической и психологической функцией у человека. ИСС, связанные с сексуальным оргазмом, можно считать еще одним благотворным психическим изменением, которое имеет не только значение биологического выживания в виде позитивного подкрепления сексуального влечения, но также служит выходом для многочисленных человеческих желаний и фрустраций.
2. Путь к новому сознанию или опыту. Человек всегда стремился вызвать у себя ИСС в попытке получить новое знание вдохновение или опыт. Религиозный человек использовал горячие молитвы, пассивную медитацию, состояние откровений и пророчества, мистические и трансцендентальные переживания, обращение в религию и божественные состояния, чтобы открывать новые горизонты опыта, пересматривать нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты; это часто позволяло ему лучше справляться с личными трудностями и проблемами окружающей действительности. Интересно также отметить, что у многих примитивных групп считается, что одержимость духами наделяет сверхчеловеческими знаниями, которые невозможно получить при нормальном бодрствующем состоянии сознания. Предполагается, что вовремя приступов одержимости демонстрируются такие паранормальные способности, как величайшая мудрость, «способность к языкам» или ясновидение.
ИСС, по-видимому, обогащают человеческий опыт во многих других сферах жизни. Интенсивные эстетические переживания, когда человек полностью захвачен некой величественной сценой, произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональный опыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем, случающихся у человека, когда он погружен в такие ИСС, как транс, дремота, сон, пассивная медитация или наркотическая интоксикация.
3. Социальные функции. ИСС, случающиеся в групповой обстановке, по-видимому, обслуживают многие индивидуальные и социальные потребности.
С точки зрения личной выгоды одержимость одним из местных божеств или Святым Духом во время религиозных церемоний позволило бы индивиду достигнуть высокого статуса через исполнение своей культовой роли, получить временное освобождение от ответственности за свои действия и речи или позволить ему отыграть агрессивные и сексуальные конфликты или желания в социально приемлемой форме.
С социальной точки зрения потребности племени или группы удовлетворяются через их косвенную идентификацию с человеком в состоянии транса, который не только получает личное удовлетворение от божественной одержимости, но и отыгрывает некоторые ритуализированные групповые конфликты и устремления, например, темы смерти и воскрешения, культурный табу и т.д.
В заключении, таким образом, можно сказать, что ИСС играют значительную роль в опыте и поведении человека. Также очевидно, что эти состояния могут служить как адаптивным, так и неадаптивным выходам для выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желания. Более того, вряд ли следует сомневаться, что мы едва начали понимать аспекты и функции ИСС.
Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем завершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживает для нас, представляя готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключения о пределах реального.
Список литературы:
1. Геллер, У., Плэйфайр Г.Л. Эффект Геллера. Моя история. – М.: СП «Соваминко», 1991. – 576с.
2. Дельгада, Х. Мозг и сознание/ Пер. с англ. к.м.н. Л.Я. Белопольского под ред. Г.Д. Смирнова. – М., Изд-во «Мир», 1971. – 315с.
3. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография. – М., Высшая школа, 1980. – 286с.
4. Кандыба, В.М. Техника гипноза наяву. Техника скрытого управления человеком. – СПб.: Лань, 2004. – 669с.
5. Манкин К.П. Телепатия и здоровье: Необычные способности обычных людей. – СПб: Весь, 2003. – 120с.
6. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 1988. – 178с.
7. Тойбер А.Х. Набросок истории сознания. – М.: РИА «Мефора», 1994. – 29с.
8. Множественные умы Билли Миллигана/Пер. с англ. А.Бойкова, А.Костровой. – М.:Эксмо, 2003. – 541с.
9. Науменко Г.М. Тайны сознания. путь к здоровью. – М.: Алетейа, 2002. – 584с.
10. Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е.Филиной, Г.Закарян. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 288с.
11. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок. – Минск: ХАРВЕСТ, 199/8. – 494с.
12. Экспериментальная и прикладная психология: Межвуз. Сборник./мин-во высш. И ср. спец. обр-ния РСФСР. – Л.: Изд-во ЛГУ – Вып.10: Психические состояния/ под ред. А.А.Крылова. – 1982. – 182с.