Смекни!
smekni.com

Изучение агрессивности младших подростков (стр. 5 из 19)

Если родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания, то уровень агрессивности у ребенка повышается и возрастает готовность к агрессивным действиям; растет вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте и проявления защитной агрессивности.

Если родители не обращают внимания на агрессивность, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение, то это осознается ребенком как вседозволенность и способствует проявлению агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

Если родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, то ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Это - причина его деструктивной агрессивности, проявляющейся в насмешках над окружающими, побуждению к агрессивным действиям других, воровстве, внезапных вспышках гнева.

Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.), то у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что он возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения. Р.Бэрон, Д.Ричардсон пишут, что когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать методы, ставшие неотъемлемой частью поведенческого репертуара отношений между родителями, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка.

Формирование агрессивности у ребенка происходит также под непосредственным или опосредованным воздействиемувиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается им как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений. Отсюда понятно, что к актам насилия ребенок может относить довольно широкий набор действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

К наиболее сильным травмирующим факторам относятся физические наказания ребенка, а также психогенные ситуации, воспринимаемые им как разрыв (пусть даже кратковременный) с объектом любви. Подобного рода травмирующие переживания требуют своего выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции непосредственно на лицо, совершившее насилие по отношению к ребенку, но это бывает довольно редко, так как субъект агрессии, как правило, табуирован (мать и отец — «неприкосновенные» лица). В таких случаях травмирующие переживания, накапливаясь, переносятся на нетабуированные объекты. Ими могут быть другие члены семьи, а также предметы домашнего обихода, одежда, игрушки.

Процесс освобождения от травмирующих переживаний происходит и в игре, которая выступает в таких случаях как ведущее релаксационное средство. В игре ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию. Однако не следует думать, что игра полностью блокирует полученные психогенные удары. Часть из них уходит в область подсознания, готовая сыграть свою роль при соответствующем подкреплении.

Агрессивность подростков находится в прямой зависимости от характера семейных отношений и педагогической позиции родителей. Под ней понимается система родительских ценностей и установок, которые определяют эмоциональное отношение родителей к ребенку и способы поведения с ним. Педагогические позиции родителей могут быть четырех типов: диктат, попустительская, гиперопека, демократическая. Каждая из этих позиций характеризуется определенным уровнем протекции (количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка), степенью удовлетворения потребностей ребенка; количеством и качеством требований, предъявляемых к ребенку.

Тип агрессивного подростка формируется в основном при двух разновидностях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекция с жестоким обращением. При первом стиле семейного воспитания родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания. При другом – ребенок, наоборот, находится на периферии внимание родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей ребенка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

Тип агрессивного подростка чаще всего формируется в семьях с требовательным обращением. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

Причиной агрессивности зачастую является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В названном стиле следует выделить разновидность, которую можно определить как тип воспитания с повышенной моральной ответственностью. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В результате возникает устойчивое депрессивное состояние, которое приводит к агрессивным проявлениям. В процессе развития личностно-смысловой сферы, развития произвольности поведения эта проблема разрешается.

Для семей, в которых воспитывались агрессивные мальчики с депрессивными тенденциями, характерна атмосфера эмоционального отвержения, когда мальчик ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом наряду с вышеперечисленными особенностями, преобладает вседозволенность. Ребенку “все можно”. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает, зная, что с него не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выборе друзей, пристрастиях. Вседозволенность, бесконтрольность, слабая воспитательная позиция родителей способствуют формированию эгоистичности и агрессивности подростков.

Таким образом, общим для названных стилей являются эмоциональная изолированность ребенка и строгость санкций со стороны родителей. По имеющимся данным, ребенок, которого отвергают и часто наказывают, проникается определенным эмоциональным отношением к такому поведению родителей и может проявлять агрессивность по отношению к другим людям. Кроме того, отрицательное воздействие наказания может проявляться в том, что ребенок начинает избегать родителей, сурово обращающихся с ним, и предпринимает, как символические попытки покинуть семью (самоизоляция), так и конкретные шаги, чтобы убежать из дома.

На взаимосвязь агрессивности младших подростков и стиля семейного воспитания могут влиять и такие факторы как неустойчивость воспитания (колебание между гипер- и гипоопекой), предпочтение в ребенке детских качеств (когда у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать возрастную фиксацию таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость, т.е. желание затормозить социализацию ребенка).

Помимо того, влияют такие факторы, как проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, когда родитель в ребенке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Он борется с отрицательными качествами через наказания, и верит в то, что эти качества у него самого отсутствуют; вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей; когда каждый или один из родителей, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противоположной стороне).

Опосредованно агрессивность наблюдается у младших подростков с психотическими тенденциями из семей с попустительским обращением, где ребенок имеет минимальные количество обязанностей и не участвует в делах собственной семьи, а родители отличаются воспитательной неуверенностью, т.е. родитель “идет на поводу” у ребенка, уступая и потакая ему во всем. Примерно эти же особенности детско-родительских отношений характерны для агрессивных младших подростков с психотическими и невротическими тенденциями. Существенным фактором усиления агрессивных устремлений насильственного характера также являются нарушения супружеских отношений между родителями. Результаты показывают, что существует непосредственная связь между стилем семейного воспитания детей и уровнем косвенной агрессии. У детей с косвенной агрессией определено, по крайней мере, три типа стилей семейного воспитания.