Все это, однако, вовсе не означало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкой богословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиеся выступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратовать за глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели и врачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям. Врачом был знаменитый физиолог и философ Мигель Сервет, успешно изучавший вопросы кровообращения. В 1553 г. он был по настоянию Кальвина сожжен в Женеве на костре. Врачом был также Хуан Уарте, выдающийся философ, тяготевший к материалистическим воззрениям. Его "Исследование способностей к наукам" (1575) приобрело широкую известность. В конце XVIII в. великий просветитель Германии Лессинг перевел его на немецкий язык. Зато инквизиция нашла трактат испанского гуманиста еретическим. В 1583 г. он был внесен в список запрещенных книг. К первой половине XVI в. относится деятельность философа-гуманиста Хуана Луиса Вивеса, друга Эразма Роттердамского.
Но, конечно, католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии. Зато испанская литература, не столь стесненная церковной догмой, достигла в эпоху Возрождения поистине замечательного расцвета.
«Исследование способностей к наукам»
В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её автор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писатель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постигшего город в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.
Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден заново отредактировать и переделать ряд мест по требованию комиссаров инквизиции.
Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была запрещена также и в Риме.
Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творчески переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.
Это издание существенно отличалось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инквизицией.
Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной поставленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и естественнонаучных произведений других испанских авторов.
В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:
· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?
· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человеческом роде?
· Какие различия, существующие между людьми, неспособными к наукам ?
· Какая природа делает мальчика способным к обучению?
· Какое значение имеет темперамент для того, чтобы человек сталблагоразумным и добронравным?
· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?
· Из каких качеств происходят виды дарований человека?
· Тленна или смертна душа?
· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?
· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?
· Какая существует зависимость между различными дарованиями?
· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?
· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?
· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?
Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :
1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой...» ?
2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде...»?
3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»?
4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?
Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.
Какими способностями обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой
Подобно другим представителям эпохи Возрождения, Уарте пытается объяснить качественное различие вещей результатом различных количественных комбинаций одной и той же первичной материи, различными количественными соотношениями простейших материальных элементов. Об этом подробно говорится в книге. Уарте рассматривает субстанцию как совокупность четырех элементов — огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичными качествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по его мнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы.
Уарте выступает против мистико-религиозного объяснения происхождения человека, остроумно высмеивает астрологию. Он учит, что человек, его способности и характер является результатом смешения (в определенном соотношении) четырех первичных элементов, которые сами являются «такими же, как и те, которые составляют другие естественные вещи».
Уарте считал, что огонь, земля, воздух и вода, проникая через пищу в человеческий организм, определяют его особенности и умственные способности. Поэтому жизнь человека и его здоровье зависят не от божественной воли, а от этих элементов, «из гармонии которых составляется здоровье и жизнь человека».
Основой деятельности человеческого организма Уарте считал внутреннюю энергию естественного происхождения, источником которой является огонь, выступающий активным, в отличие от пассивных земли, воздуха и воды. Огонь, учит Уарте,— основа внутреннего обмена и, следовательно основа главных функций организма — дыхания и питания. Кровь и воздух доставляют пищу огню.
Значительную трудность, по мнению Уарте, представляло объяснение того, каким образом природа соединяет эти элементы для образования всех одушевленных я неодушевленных сложных смесей и создания формального огня, без того, чтобы он опускался из впадины луны или поднимался из центра земли, как утверждали некоторые. Сам Уарте пытается объяснить это процессом гниения, которое разлагает сложные вещества на простейшие составляющие.
«Гниение столь необходимо для явлений природы,— пишет он,— что если оно не происходит, невозможно создать ничего нового, нельзя будет питаться и расти».
И человеческое семя, по его мнению, лишь после разложения на четыре элемента, может образовать из них новую сложную смесь, т. е. человека. Несмотря на наивную форму, это объяснение природы человека отвергало библейские сказки о сотворении человека богом.
Считая природу основой и единственным объектом познания, Уарте приходит к выводу, что причинную обусловленность явлений необходимо искать не в области сверхъестественного, а в самой природе вещей. Поэтому одной из основных задач науки он считал установление в процессе опыта причинных связей явлений.
В мире живет огромное количество людей. Все они различны. Во всем мире не найдется двух одинаковых людей. Если мы обратим внимание на лицо человека, то заметим, что оно составлено из очень небольшого количества частей: из двух глаз, одного носа, двух щек, рта и лба; и однако, природа делает из них столько сочетаний и комбинаций, что если нарисовать сто тысяч человек, каждый будет иметь своеособое, ему свойственное лицо.
То же самое имеет место с четырьмя стихиями и четырьмя первичными качествами: жаром, холодом, влагой и сухостью, в гармонии которых заключается здоровье и жизнь человека. Хотя их количество очень незначительно, однако, природа делает на них столько сочетаний, что когда рождается сто тысяч человек, каждый их них имеет свойственное ему одному здоровье, способности.
«Это получается не вследствие болезни и не вследствие божественного вдохновения, а лишь вследствие природной неумеренности». Основание этого совершенно ясно в натурфилософии, ибо каждая из способностей (природных, жизненных, психических и разумных), управляющих человеком, требует особого темперамента, чтобы творить свои дела, как подобает, не нанося ущерба остальным способностям. Естественная способность, которая переваривает пищу в желудке, требует жара, та же, которая стремится к пище,— холода. Если какая-либо из этих способностей будет обладать каким-либо качеством в большей степени, то она будет сильнее в известной мере; но за это должны будут расплачиваться остальные способности, так как невозможно, чтобы при соединении всех четырех способностей вместе, могла возрастать та, которая требует жара, и чтобы при этом не ослабла та, которая работает при помощи холода.
Так, например, Гален говорит, что горячий желудок много переваривает, но мало стремится к пище и наоборот. Тo же самое имеет место и по отношению к разумным способностям (памяти, воображению и разуму); память, как мы покажем в дальнейшем, для того чтобы она была хорошей и крепкой, требует влажности и мозга, состоящего из плотной субстанции; и наоборот, для разума требуется, чтобы мозг был сухим и составленным из тонких и очень деликатных частиц. Вот почему, если память усиливается, то разум ослабляется: