Смекни!
smekni.com

Имидж и имиджмейкинг в современном мире (стр. 2 из 5)

Имиджмейкер не может приступать к работе с политиком без определенных «точек отсчета». Такими «точками» являются, с одной стороны, данные социологических опросов и психологических исследований, демонстрирующих, что хочет, а чего не хочет видеть в политике население. Другой такой «точкой» является предварительное изучение личности самого политика. Выявление его позитивных и негативных (с точки зрения тех же исследований) качеств очерчивает область будущей работы имиджмейкера: выявляется, что подлежит усилению, а что, напротив, должно быть устранено из будущего имиджа.

Часть III. Имиджмейкинг

Технология формирования имиджа, если рассматривать ее во всей полноте, представляет собой сложный и длительный процесс, требующий немалых усилий. Общее направление развития современной политики – это путь усложнения имиджей, а значит, и технологии их формирования. В современной политике явно не достаточно привести «в божеский вид» физиономию человека, стремящегося во власть, и приодеть его в соответствии с современной модой. В конечном счете все это – правила элементарной политической гигиены, необходимой перед всяким выходом к людям. Современный политический имиджмейкинг представляет собой организацию сложной системы взаимоотношений политик – имиджмейкер – аудитория, в которой необходимо учитывать множество факторов.

3.1. Понятие имиджмейкинга

В мире конкуренции (а политика реализуется только в поле выбора, мы выбираем одного депутата из нескольких альтернативных кандидатур) действующие лица заинтересованы выглядеть как можно лучше. Были проведены исследования, которые выявляли факторы, влияющие на создание имиджа:

- то, насколько вы хорошо выполняете свою работу – 10%

- имидж и личностный стиль (как именно вы выполняете свою работу) – 30%

- ваша репутация в среде тех, кто вас знает, ваши контакты, ваши успехи, отраженные в средствах массовой информации – 60%

Отсюда следует важный вывод, что основные факторы, формирующие имидж, в той или иной степени управляемы. Именно поэтому возникает имиджмейкинг.

Понимание имиджмейкинга в литературе многозначно. В самых простых трактовках это банальная «упаковка» товара – в данном случае политического. Завернуть товар в красивую бумажку, перевязать ленточкой с бантиком – все это повышает его привлекательность и увеличивает объем продаж. Однако этого явно не достаточно. В других трактовках имиджмейкинг рассматривается как предпродажная упаковка. Здесь уже мало упаковки – надо отладить, отполировать и в целом подготовить данный «товар» для употребления.

Базовые принципы имиджмейкинга, в общем-то, хорошо известны:

- следует обращаться к имиджмейкерам заблаговременно, задолго до начала кампании;

- следует пользоваться простым, общедоступным языком и акцентировать внимание на вопросах, волнующих простого гражданина;

- нельзя обойтись без экспертов, приглашаемых со стороны;

- нельзя забывать, что создание имиджа является дополнением к политическому процессу, а не заменителем реальной политики. При всей своей виртуальности политика все-таки опирается на определенные реальные основы.

На этих принципах строится долгосрочный имидж, но в нашей стране такой имидж пока не востребован. В современной российской политике мы наблюдаем постоянный дефицит времени и ресурсов. Вот почему чаще всего мы видим примитивный имиджмейкинг, основные цели которого напоминают пожаротушение. Однако это – болезнь роста всей нашей политики. Она слишком молода. Приоткрывшись в конце 1980-х – начале 1990-х годов, эта новая сфера вроде бы широко распахнулась. Тогда и возникла иллюзия общедоступности политики. Многие увидели вакуум за ранее плотно закрытыми дверями во власти и подумали: «А почему не я?» Рыночная эйфория того периода породила определенные галлюцинации. Многим померещилось: были бы деньги, остальное приложится. Так возникла олигархическая политика. Однако стать олигархами удалось единицам. Остальные на горьком опыте разочарований убедились, что не все так просто в политике. Часть, разочаровавшись, отвернулась от нее. Другим пришлось учиться. Постепенно российское общество начинает понимать, что серьезная политика требует профессионализма. В том числе и в имиджмейкинге. Однако должно пройти еще не мало времени для того, чтобы это понимание проросло в сознании претендентов на власть и перестроило их. Тогда они станут профессионалами и будут профессионально относиться профессионально к этому занятию. Я думаю, что это болезнь не только нашей политики, но и нашего общества. Пока «продукты» такой политики будут востребованы, ничего не изменится.

3.2. Как создать долгосрочный имидж?

Самый главный принцип при создании долгосрочного имиджа – это регулярная работа с объектом (политиком, организацией, событием и т.д.). Нельзя ограничиваться только предвыборной кампанией. Все действия должны повторятся постоянно, образуя замкнутый круг. Образ политика должен постоянно корректироваться под влиянием социологических опросов, событий происходящих в мире и т.д.

Первая задача имиджмейкера - максимальная индивидуализация «товара». Объект должен быть узнаваемым и четко отделенным от других. Например, кепка Юрия Лужкова. Максимально индивидуализированным политиком на просторах СНГ стал Владимир Жириновский. И стакан сока, выплеснутый на нижегородского губернатора Бориса Немцова в передаче «Один на один», лишь последовательно продолжил эту линию. Правильный или неправильный, но, несомненно, это был зрелищный шаг. Поведение (пример Жириновский) должно продолжать символический тип лидера. Это уже символика поведения. Нам легче декодировать человека с предсказуемым поведением. Таким образом, мы видим, что индивидуальным становится как тип (модель) политика, так и тип его поведения. Но эта индивидуализация типична. Это в любом случае подведение под какую-то символическую модель.

Вслед за индивидуализацией идет акцентуация. Имиджмейкер должен внести определенные характеристики в образ своего героя, когда те или иные качества, присутствующие потенциально, начинают принимать гипертрофированные размеры, оттесняя остальные.

Первой из основных характеристик человека, на которых должен акцентировать внимание имиджмейкер, является профессионализм. Элери Семпсон (английский исследователь явления имиджа) раскладывает профессионализм на пять составляющих: компетентность, уверенность, доверие, постоянство и контроль.

Под контролем понимается контроль над своими эмоциями (Жириновский не проходит по этому критерию). Тут же умение контролировать других, контролировать выполнение проектов.

По поводу постоянства она пишет: «Имидж должен реализовываться постоянно, чтобы быть эффективным. Ваш имидж ежедневно влияет, не только на вас, но и на всех, кого вы встречаете».

Уверенность выражается даже во внешности: человек стоит прямо, дышит легко, не боится смотреть в глаза. Человек чувствует себя хорошо подготовленным и хорошо информированным (именно здесь ему должен помочь его аппарат).

Что касается компетентности, то и политики, и бизнесмены должны четко знать, в чем именно они превосходят своих конкурентов. Сбить этот уровень компетентности обычно пытаются стандартной фразой: «Это смог бы сделать каждый!» Поэтому следует быть готовым к таким атакам.

Этап, следующий за индивидуализацией и акцентуацией,- это продвижение. Как и в рекламе, необходимо проведение кампаний, чтобы люди не просто узнали о данном «продукте», но и поняли все его характерные черты и преимущества.

Время выборов – это период активной деятельности, но он по сути, лишь завершает определенный этап создания имиджа. Точно так же, хотя и в менее четких формах, развивается кампания дискредитации, организованная конкурентами. Оппозиция всегда находится в более выгодном положении, поскольку критиковать легче, чем что-то делать; к тому же критикующий в полной мере использует фактор зрелищности и эффектности. Если с одной стороны требуется акцентуация успехов, то с другой – их дискредитация. Такого рода подход получил название дискредитационной кампании, когда нападающая сторона не ограничивает себя в выборе средств для достижения цели. Например, в американской кампании «выдача негатива» занимает до 50% времени телевизионного эфира.

3.3. «Быстрый» имидж

Как мы уже выяснили, в современной российской политике пока востребован мгновенный результат, так как клиенты не всегда готовы ждать годами, пока сложится необходимая основа позитивного имиджа – репутация. Есть много разных технологий ускоренного создания имиджа, но, что бы мы ни говорили, основной является так называемый перфоманс.

В английском языке слово performance обладает большим количеством значений. В нашем случае наиболее подходящими будут следующие значения: «поступок», «представление», «спектакль», «концерт» и даже «киносеанс», а также «трюки» и «фокусы».

«Перфомансы становятся центральной формой как в период «загнивания» общества (например, наш «юбилейный» период[4]), так и в период бурных изменений. И в том и в другом случае перфомансы позволяют вырабатывать единую интерпретацию действительности. Поэтому и СССР, и Украина вынесли в число своих первых народных депутатов большое число писателей, журналистов и других специалистов вербального мира именно по этой причине. И дело здесь даже не в новой номинации, а в том, что основным способом производства в такие периоды становится вербальный способ, а люди литературного труда легче других могут перестроиться в этом плане. Они всегда идут впереди действительности, лишь моделируя ее в рамках действительности символической. Они живут риторикой будущих побед, потому никогда не ощущают горечи поражений».[5]