Образ мира детерминируется образом жизни (системой деятельностей) представляя собой в актуальный момент времени план внутренней деятельности, а также субъективную прогностическую модель будущего. В отрезке текущего времени Образ мира представляет собой картину мира, «наше состояние» (по А.Н. Леонтьеву), благодаря которому и происходит актуализация определенных участков Образа мира, их изменение вследствие регуляции состояния и вписывание изменений в картину мира, тем самым трансформация её.
В последних исследованиях Прохорова А.О. рассмотрен аспект влияния смысловых структур сознания на Психическое состояние. В свою очередь открытым и почти неразрешенным остается вопрос о влиянии состояния на смысловую организацию сознания, что является дальнейшим шагом системного изучения данных категорий.
Данная работа посвящена теоретическому обоснованию предложенного ниже механизма взаимовлияния Образа мира и психического состояния, постановке конкретных гипотез для экспериментального подтверждения. Рассмотрим одну из теоретически возможных моделей.
Начнем сначала. Итак, что является основополагающим фактором поведения человека? Конечно же, его потребности: потребность в безопасности, как физической так и психической, потребность в уважении, принятии, самоактуализации и т.д. по Маслоу. Как мы понимаем то, что чего-то не хватает? Нам становиться некомфортно, т.е. мы испытываем определенное состояние, обычно негативно окрашенное, и возникает непреодолимое желание его изменить - регулировать. Как? Используя существующие возможности окружающей среды – то есть мы выделяем необходимые для удовлетворения потребности аспекты реальности. Состояние сработало как фильтр воспринимаемых объектов, индикатор и пусковой механизм удовлетворения потребности на уровне перцептивного мира (первый слой образа мира по Артемьевой).
Возникает Ситуация. Ситуация – это не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая отражается субъектом на фоне его актуальной потребности. (Прохоров А.О.) Имеющаяся ситуация действительности преломляясь через ТХЛ свойства, смысловые структуры сознания, получает смысл, формирует определенное отношение к ней. Происходит добавление информации о возникшей потребности в существующее текущее состояние, представляющее собой значимую картину мира (второй слой образа мира по Артемьевой). В картине мира, выступающей также как внутренний план действий, происходит построение образа цели, которая достигается в деятельности благодаря возникшему в результате некоторой регуляции функциональному состоянию.
Испытывая функциональное состояние, если мы касаемся Образа мира профессионала, можно говорить о формировании ПВК вследствие частого и длительного переживания состояний, в которых осуществляемая деятельность протекает максимально эффективно. Состояние формирует это свойство, а свойство в свою очередь «ищет» те места реальности, в которых может проявиться, а это уже Образ жизни.
На этом этапе у Психического состояния возникает следующая роль – изменение актуализировавшихся структур. В новейших исследованиях установлено, что психические состояния оказывают регуляторное воздействие на смысловые структуры. Здесь мы касаемся вопроса о построении психологического строя личности.
Все уровни модели пронизывают глубинные структуры Образа мира – мотивационно-потребностная и ценностная сферы. Исходя из проведенных ранее исследований, Психические состояния влияют на изменения смысловой системы, формирование новых ведущих ценностей. В свою очередь процесс саморегуляции является безрезультатным в случае отсутствия ядерных структур Образа мира (соответствующей мотивации и личностного смысла).
Вторая гипотеза, требующая доказательства звучит следующим образом: Благодаря состояниям Образ мира сознания человека проявляется в его Образе жизни. По словам Серкина В.П.: «Субъективные системы значений детерминированы иерархиями мотивов, которые, в свою очередь, выявляются через описание образов жизни. Образ жизни человека определяется его эмоциональным состоянием.» В этом контексте эмоциональное переживание является полным интегратором целостности субъекта, не только выявляя отношения мотива к цели отдельной деятельности, но выявляя отношения между образом жизни и образом мира, между всей иерархией мотивов и ситуацией их достижения (образом жизни).
Выдвинутые выше предположения открывают пути дальнейшего исследования данных категорий и требуют экспериментальной проверки и обоснования следующих гипотез:
Актуализация структур Образа мира, их изменение и усложнение происходит благодаря психическим состояниям.
Связующим звеном между Образом мира и Образом жизни является психическое состояние.
Заключение
Методологической основой исследования являются принцип единства сознания и деятельности, субъектности, системный подход, психологическая теория деятельности, крнцепция психических состояний (Прохоров А.О.). Разработка методических средств исследования основывается на понятийном аппарате психологической теории деятельности, системных описаний в психологии и психосемантических исследований. Именно развитие когнитивной сферы, включаясь в эмоциональные переживания близости с матерью, расширяет адаптационные возможности ребенка. На наш взгляд, первичный контакт когнитивного и эмоционального происходит под компенсаторным влиянием функционального поля центрального архетипа.
Список литературы
1. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности К.Г.Юнга ⁄⁄ Психологический журнал, 2008, том 21, № 3.
2. Дух в человеке, искусстве и литературе ⁄ К.Г.Юнг. – Мн.: ООО «Харвест», 2003.
3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае // Бурятский институт общественных наук СО АН СССР Издательство "Наука". Новосибирск, 2007.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.Политиздат 2007.
5. Комаровский Я. Природа сознания и процесс восприятия в буддийском мировоззрении. М.Шечен. 2005.
1. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. -М: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
6. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. – Дубна: Феникс+, 2007.
7. Серкин В.П. «Образ мира и Образ жизни»: Моногрфия. –Магадан: Изд-во СМУ, 2005.