В новой исторической ситуации, сложившейся в России, со всей остротой встал вопрос об отношении к марксистски ориентированным теоретическим концепциям советского периода. На волне энтузиазма и в условиях идеологической свободы, в период, когда творцы научных теорий уже не могли вступить в диалог со своими критиками, началось наступление на советскую психологию. От тезиса о безусловном приоритете всего, что было создано в советский период, произошел крутой поворот, по существу, к отрицанию его значения. Особенно энергичным нападкам была подвергнута теория деятельности. Упреки относились к ее основополагающим положениям: о неразрывности связи сознания, психики с деятельностью, об общности их строения и в целом в о вторичности сознания, о его несвободе. Утверждалось пренебрежение в этой теории биологическими основами человеческой психики - в пользу представлений о ее обусловленности только социальными факторами. Высказывались мнения о необходимости отказаться от понятия отражения применительно к природе психики. Хотя скепсис и отчасти нигилизм по поводу отечественной психологии советского периода явились вполне оправданной реакцией, они все же не превратились в ее отрицание. И в обновленной России, и за рубежом достижения отечественной психологии советского периода продолжают пользоваться большим авторитетом. Труды А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, М.М. Бахтина распространяются в США, в странах Европы, а также в Японии и др. Они вдохновляют многих психологов к исследованиям, развивающим их идеи. По инициативе группы западных специалистов в связи, прежде всего с работами А.Н. Леонтьева и его школы в 1986г. в Западном Берлине был проведен I Международный конгресс по теории деятельности, в котором участвовали более 200 ученых из 22 стран Европы, Азии и Америки, работающие в области философии, социологии, культурологии, педагогики, физиологии и др. На этом конгрессе было принято решение о создании особой организации, объединяющей ученых разных стран и различных дисциплин и изучающих проблемы человеческой деятельности. Эта организация была названа Международной постоянной конференцией по исследованию теории деятельности, которая начала издавать специальный журнал по теории деятельности. В 1990г. в Финляндии (г. Лахти) состоялся II Международный конгресс по теории деятельности, посвященный проблемам социальных и индивидуальных преобразований. В этом конгрессе действовало около 500 ученых из 24 стран. В 1995г. в Москве прошел III Международный конгресс по теории деятельности по теме "Теория деятельности и социальная практика". В его работе участвовало свыше 100 ученых - философов, психологов, социологов и других специалистов из 26 стран. В 1998г. в Дании (Орхус) проходил IV конгресс Международного общества ISСRАТ. В работе 107 его секций участвовали более 500 ученых из 37 стран. Основная тема определялась так: "Теория деятельности и культурно-исторический подход к социальной практике".
Конгрессы свидетельствуют о жизненности современной теории деятельности, в разработке которой ученым нашей страны принадлежит ведущая роль. В настоящее время в России психологическая теория деятельности продолжает плодотворно развиваться. В то же время признается, что деятельность "не может быть единственной парадигмой научного психологического знания, как не может претендовать на эту роль и любая другая категория или объяснительный принцип". Наметились тенденции изменения трактовок деятельности в связи с распространением деятельностного подхода на анализ источников и механизмов творчества, проблем личности и др.
Российскими психологами обсуждается вопрос о соотношении деятельностной концепции с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского. Многие специалисты склоняются к выводу о том, что "перспективы полидисциплинарной теории деятельности в значительной степени связаны с объединением… собственно теории деятельности и культурно-исторической теории развития человека". Работа в этом направлении началась и должна быть продолжена в интересах развития обоих направлений.
В связи со 100-летними юбилеями Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна (1996), П.Я. Гальперина (2002), А.Р. Лурия (2002), А.Н. Леонтьева (2003), Д.Б. Эльконина (2004) в нашей стране проводились международные научные конференции. Этим датам посвящались специальные выпуски научных журналов. В ходе всестороннего обсуждения было доказано, что созданные ими теории представляют отнюдь не только исторический интерес. Они остаются живыми, развивающимися системами, научный и практический потенциал которых далеко не исчерпан. Конструктивные идеи, содержащиеся в их классических трудах, составляют единую культурно-историческую психологию, которая продолжает определять научные искания сегодня и имеет перспективное будущее.
Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выправить искажения, которые приобрело развитие психологической науки после революции 1917г., выразившееся в нарушении преемственности в развитии отечественной науки и в ее изоляции от мировой. Переиздаются труды ученых, искусственно исключенных из научного общения. В сериях "Философско-психологическая библиотека", "Памятники психологической мысли", "Психологи отечества", а также отдельными изданиями выходят сочинения Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета, Л.М. Лопатина, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.В. Несмелова, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка и др. Анализу их вклада в психологическую науку посвящаются диссертации, проводятся научные конференции. Устанавливаются широкие контакты с мировой наукой. С 1993г. выходит журнал "Иностранная психология", в котором публикуются материалы зарубежных исследований. В области теории за последние годы не появилось больших новых направлений. Но работа продолжается. Исследования охватывают широкий круг психологических проблем: история и теория психологии, традиционные темы общей психологии - познавательные процессы, личность и др., психология развития, детская психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления и др. Опубликован коллективный труд под названием "Начала христианской психологии" (1995). В книге производится попытка обоснования христиански ориентированной психологии, ее предмета, методов, основных понятий. Ее особенностью является направленность на поиски сближения науки и религии в целях одухотворения вопросов психологии человека, создания целостного знания о человеке. Развитие этих идей происходит в обстановке острых дискуссий, в основе которых лежит столкновение со сложившимися установками о несовместимости науки и религии. Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой. Новым является не сам этот акт - вся история отечественной науки свидетельствует о такой связи - а та широта, которую приобрело это движение и иная постановка вопроса о практической психологии. Из традиционной формы связи психологии с практикой, когда "отношения между ними определялись принципом внедрения", т.е. практика была чем-то внешним по отношению к науке, по словам Л.С. Выготского, "выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки, операцией занаучной, посленаучной, начинавшейся там, где научная операция считалась законченной", психология должна перейти к собственной психологической практике. Такой переход реально происходит. Появилась самостоятельная психологическая служба от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. Поскольку существует разрыв академической психологии и новых психологических практик, встает вопрос о новой психотехнической теории.
Таковы новые направления исследований. В целом же методологи оценивают современное состояние психологии в России (а во многом и в зарубежной науке) как кризисное, явившееся результатом ее построения по образцу (или идеалу) естественной науки. Признается, что психология нуждается в новых методах и новом типе мышления, который многие исследователи связывают с гуманитарным подходом. Однако наиболее перспективной признается тенденция, в основе которой находится не противопоставление естественнонаучной и гуманитарной парадигм, а их взаимосвязь в едином научном психологическом познании. Большим событием в жизни психологов России явилось создание в 1995г. Российского Психологического Общества при президиуме РАН (РПО). Одновременно стал выходить журнал "Психологическое обозрение" - орган РПО. Как записано в Уставе Общества, его основными целями являются "содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества; консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов; содействие всестороннему культурному развитию России".31 января - 2 февраля 1996г. в Москве состоялась I Всероссийская конференция по психологии "Психология сегодня", организованная РПО.