Значение деятельности софистов (V в. - первая половина 1V в. до н.э.) в выдвижении этических и политических проблем в качестве предмета философского рассмотрения и обучения. Новая трактовка обозначенных софистами проблем у Сократа (470 -399 г. до н.э.), учение Сократа о душе. Знание как основание нравственного поступка. Сократическая беседа, ее особенности и правила проведения. Казнь Сократа (399 г. до н.э.)
Оформление идеалистического учения о душе в философии Платона (427 - 347 г. до н.э). Учение об идеях. Учение о душе и ее проявлениях. Образные определения души. Доказательства бессмертия души. Мысли Платона о воспитании души. Влияние Платона на дальнейшее развитие психологии античности, Средневековья, Нового времени.
Учение Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.) о душе. Определение души. Виды души. Характеристика процессов познания, аффектов, чувства, воли. Учение о видах действий человека. Проблема характера. Педагогические идеи Аристотеля. Значение психологических воззрений Аристотеля для практики античного общества. Психология Аристотеля - вершина античной психологической мысли. Аристотель и современная психология.
Учение стоиков о душе, его морально-этическая направленность. Вопросы восприятия мышления и речи, о природе аффектов и о борьбе с ними. Рационализм учения. Важнейшие достижения античных врачей в изучении мозга, органов чувств. Учение о темпераментах (Гиппократ, Гален).
Новые тенденции в развитии психологической мысли поздней античности (I -У вв. н.э.) в их связи с социально-экономическими, политическими особенностями эпохи, процессами в духовной жизни Римской империи. Возникновение христианства и его влияние на разработку психологических проблем. Учение Плотина (205 –270) о душе как эманации. Указание на самопознание как своеобразную природу души человека. Этико-религиозная концепция человека Августина Блаженного (354 – 430). Внутренний мир и самопознание (самонаблюдение) как источник знаний о нем. Цель самопознания. Феноменология сил и способностей души. Решающая роль чувства и воли в жизни души. Представления о путях душевного совершенствования в поздней античности.
Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения (VI - XVI вв.). Общественно-исторические условия развития научной и философской мысли в этот период. Общая направленность развития психологии в Средние века. Психологические знания о душе в трудах арабо-язычных мыслителей X - ХП вв. [Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-аль-Xaйсам (Альгазен), Ибн-Рушд (Аверроэс)].
Психология в рамках схоластики. Психологическая система Ф. Аквинского (1225 – 1274) Психологические аспекты спора о природе универсалий (номинализм - Росцелин, XI в реализм - Ансельм, XI в.; концептуализм – П. Абеляр, XI – XII вв.вв.). Характер научного знания. Зарождение эмпирической методологии внутри схоластики (Р. Бэкон, 1225 –1294). Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт).
Возрождение естественно-научного направления, науки и искусства (XIII –ХVI вв.). Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин). Географические открытия ХIII-XVI вв. Великие открытия и изобретения в астрономии и математике ХVI - XVII вв. (Н. Коперник, 1543; И. Кеплер, 1609, 1618; Г. Галилей, 1632; И. Ньютон, 1687) и формирование научной методологии.
Развитие анатомии и медицины и их влияние на понимание души и ее функций в теле.
Завершение этапа развития психологии в рамках учений о душе. Критика Ф. Бэконом (1561 – 1626) психологии Аристотеля и новое понимание души. Учение о познании и о роли вспомогательных средств в познавательной деятельности человека. Роль опыта в познании, виды опытов. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания.
Ключевые понятия: софисты,софистика, эйдолы, теория истечений, теория гедонизма, всеобщий детерминизм, объективный идеализм, генезис, катарсис, киники, атараксия, стоики, пантеизм, Логос, неоплатонизм, холизма, эманация, экстаз, интроспекция, сакральная психология, волюнтаризм, теория двух истин, томизм, имманентность, интенция, сенсуализм, индукция.
Тема 3. Развитие психологии как науки о явлениях сознания (до формирования экспериментальной психологии)
Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании(XVII –. первая половина XIX вв.). Выделение сознания в качестве критерия психики в рационалистической философии. Проблема метода в рационалистической философии Р. Декарта (1596-1650), ее связь с математическими и естественными науками. Дуализм системы Декарта. Концепция человека. Выделение сознания в качестве атрибута духовно субстанции. Механистический детерминизм в объяснении жизнедеятельности организма. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения. Рационалистическая теория страстей. Историческое значение учения Декарта о сознании и рефлексе, их влияние на последующее развитие психологии.
Заострение дуалистических идей Декарта в концепциях Н. Мальбранша (1638 – 1715) и А. Гейлинкса (1624 – 1669) и их преодоление Б. Спинозой (1632 – 1677). Монизм учения Спинозы о субстанции. Решение психофизической проблемы и понятие о мыслящем теле. Мышление как атрибут субстанции. Виды познания. Учение об аффектах и о человеческой свободе. Психологи ХХ века (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Э. Фромм) о значении Спинозы.
Оформление эмпирической психологии сознания. Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса (1588 – 1679) о сознании. Социальные корни учения Гоббса о способностях. Дж. Локк (1632 – 1704) - «отец эмпирической психологии». Критика теории врожденных идей. Душа как tabula rasa. Учение о происхождении идей из опыта. Две формы опыта. Учение о познании. Механизмы образования сложных идей. Понятие об ассоциации идей. Критический анализ теории обобщения Локка. Критика эмпиризма Локка Г. Лейбницем (1646-1716). Доктрина «предустановленной гармонии». Учение об апперцепции. Понятие о бессознательных психических процессах.
Психология Хр. Вольфа (1679 – 1754). «Рациональная» и «эмпирическая» психология Вольфа.
Становление ассоциативной психологии. Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж. Беркли (1685 – 1753). Теория зрительного восприятия. Распространение Д. Юмом (1711 — 1776) принципа ассоциации на познавательную деятельность. Основание первой системы ассоциативной психологии: Д. Гартли (1705 - I759). Источники системы. Понятие о мозговых вибрациях как физиологических основах психических явлений. Учение о психических элементах и ассоциациях между ними. Объяснение психических процессов и движений на основе принципа ассоциаций. Влияние теории Гартли на последующее развитие ассоциативной психологии. Общественное значение психологии Гартли.
Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. Исторические условия формирования эмпирической психологии во Франции. Ее важнейшие направления. Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780). Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 –1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808). Психологические взгляды К.А.Гельвеция (1715 - I77I). Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека. Психологические взгляды Д. Дидро (1713 – 1784). Критика сенсуализма и натурализма Гельвеция в трудах Дидро. Проблема человека в трудах Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778). Противопоставление «естественной» человеческой природы и «искусственно» созданной под воздействием общества и культуры. Педагогические идеи Руссо. «Исповедь» Руссо как опыт практического самонаблюдения. Влияние Руссо на последующее развитие психологической науки. Л.Н. Толстой, И. Кант о Руссо.
Психологическаямысль в России ХVIII в. Связь психологической мысли с просветительским движением в России. Крупнейшие научные и образовательные центры. Развитие психологических воззрений в трудах русских просветителей. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765), Б.Н. Татищева (1686 – 1750), Н.И. Новикова (1747 – 1818). Психологические учения М.В. Ломоносова об ощущениях, о речи, о страстях, о труде и трудящихся. Психологические взгляды А. Н. Радищева (1749 – 1802). Психолого-педагогические идеи в различных областях общественной практики (И.T. Посошков, Феофан Прокопович, И.И. Бецкой).
Психологические идеи в немецкой классической философии конца ХУШ - первой половины XIX вв. Общая характеристика философских взглядов И. Канта (1724 – 1804). Критика рационалистической психологии. Положение о невозможности эмпирической психологии как науки. Априоризм в учении о познании и его влияние на психологию. Учение об апперцепции, о процессах продуктивного воображения. Антропология Канта. Влияние Канта на последующее развитие науки. Психологические идеи И. Г. Фихте (1762 — 1814) о деятельности и деятельном субъекте. Идеи Ф.В. Шеллинга (1775 – 1854) о развитии природы и сознания. Антропология и психология Г.В.Ф. Гегеля (1770 - I831) как разделы учения о ступенях развития субъективного духа (индивидуального сознания). Концепция личности. Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804 – 1872).
Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в. Влияние классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) на развитие немецкой психологии. Психологическая концепция И.Ф. Гербарта (1776 – 1841). Идеи Гербарта о применении математики к психологии. Учение о сознании и о порогах сознания, его использование в экспериментальной психологии. Значение понятия об апперцепции для разработки педагогических принципов организации процесса обучения. Школа Гербарта. М. Лацарус (1824 – 1903), Г. Штейнталь (1823 – 1899) как основатели этнической психологии. Теория «местных знаков» Р. Лотце (1817 – 1881).
Развитие ассоциативной психологии в XIX в.Общая характеристика этапов и направлений в развитии ассоцианизма в ХIХ в. Роль Т. Брауна (1778 – 1820) и Дж. Милля (1773 – 1836) в оформлении классической английской ассоциативной психологии. Понятие о виртуальном анализе (Т. Браун). «Ментальная механика» Дж. Милля. «Ментальная химия» Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Учение о характере (этология). Психология А. Бэна (1818 – 1903). Связь с биологией. Отступления Бэна от принципиальных позиций классического ассоцианизма в учении о первичных актах ума, о конструктивных (творческих) ассоциациях, в объяснении произвольных движений. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903). Общий закон эволюции. Учение о развитии психики. Новое определение предмета психологии. Натурализм в трактовке психики человека. Историческая оценка ассоцианизма.