- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.
в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.
г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц
- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».
Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.
3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель
Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.
Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.
У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.
Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.
Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.
Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.
Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).
Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).
Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического закона. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,
Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания.
Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:
Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».
Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;
человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».
Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).