Психоаналитическая работа концентрируется на влиянии прошлого как детерминанте текущего функционирования личности. Эта модель основывается на восьми стадиях развития человека Э. Эриксона и на фрейдистских стадиях психосексуального развития.
В системе А. Адлера подчеркиваются социальные детерминанты, а не биологические аспекты поведения, его направленность к цели, целевую природу. Такой социотелеологический подход подразумевает, что люди, прежде всего, создаются социумом, что они мотивированы социальными силами и стремятся достичь определенных целей. Прежде всего, важно стремление к значимости. Стремление к значимости связано с нашим базовым чувством неполноценности по сравнению с другими, что мотивирует нас стремиться к мастерству, превосходству, власти и, в конечном счете, к совершенству. Чувство неполноценности может, таким образом, быть источником творчества. Совершенство, а не удовлетворение является целью жизни.
Психодрама, разработанная Дж. Морено, является подходом групповой терапии, в которой клиент воплощает в действие или в драму прошлое, настоящее или ожидаемые ситуации и роли и пытается достичь более глубокого понимания и катарсиса. Значимые события проигрываются и воспроизводятся, чтобы помочь клиенту получить контакт с непризнанными, невыраженными чувствами, обеспечить канал для полного выражения этих чувств и поощрить новое поведение. По многим аспектам психодрама была предшественником многих других групповых подходов, включая гештальт, прямую встречу - обмен мнениями и некоторых подходов в группах с терапией поведения.
Экзистенциальные группы рассматривают каждого человека как уникального индивида и утверждают, что человеческие существа обладают способностью улучшать себя. Терапевтические взаимоотношения предназначены для усиления самосознания клиента и на том значении, которое он или она придают жизненному опыту. Основная посылка экзистенциально-гуманистического подхода состоит в том, что мы не являемся жертвами обстоятельств, поскольку в значительной степени мы есть то, что мы выбираем.
Группы, центрированные на человеке изначально были разработаны К. Роджерсом. Роджерс глубоко верит в способность группы развить свой собственный потенциал и потенциал ее членов. Эта вера приводит Роджерса к тому, что он отказывается от специфических целей для какой-то конкретной группы. Как он говорит, "группа будет развиваться, в этом я уверен, но будет слишком самоуверенным полагать, что я могу или, что я должен направлять это развитие по направлению к какой-то специфической цели". Условия для движения группы видятся Роджерсом как развитие принятия и доверия, когда члены группы могут показать свою собственную природу, которую они обычно скрывают и двигаться по направлению к новым видам поведения.
Гештальт-терапия имеет несколько важных целей. Одна из них - отбросить поддержку окружения и взять на вооружение самоподдержку. По словам одного из известных представителей гештальт-терапии Перла: "цель терапии состоит в том, чтобы не делать пациента независимым от других, но заставить пациента с самого начала увидеть, что он может сделать многое, значительно больше, чем он думает сам". Гештальт-терапия использует множество техник, предназначенных для усиления того, что члены группы испытывают в данный момент. Поощряется, чтобы человек сам стал конфликтом, или стал тем, что он чувствует, в противоположность простому разговору о конфликтах.
Группы трансактного анализа (ТА) являются интеракционной терапией, базирующейся на предположении, что мы принимаем текущие решения основываясь на предпосылках прошлого, предпосылках, которые когда-то соответствовали нашим насущным нуждам, но не являются таковыми сейчас. ТА выделяет три состояния эго, которые охватывают все различные проявления личности, - Родитель, Взрослый и Ребенок. В соответствии с ТА люди постоянно сменяют одно состояние на другое, и их поведение в любой момент соотносится с состоянием эго в этот момент.
Группы бихевиористской терапии не основаны на какой-то одной органической теории. Это индуктивный подход, основанный на научных экспериментах, в которых экспериментальный метод используется в терапевтическом процессе. К специфическим и уникальным характеристикам терапии поведения можно отнести:
1) центрирование на открытом и специфическом поведении,
2) четкая формулировка целей,
3) формулировка специфической процедуры, направленной на определенную проблему,
4) объективная оценка результатов терапии.
Подобно бихевиористским моделям, рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Элиса делает акцент на последовательности: размышление, оценивание, решение, выполнение. Это в основном дидактически-директивный подход, направленный больше на область мышления, чем на чувства. В основе РЭТ лежит теория личностной и эмоциональной неуравновешенности АВС. По Элису: "наши личностные черты и наша неуравновешенность формируется главным образом тем, как мы реагируем на условия вокруг нас, а не самими условиями". Как когнитивный тип терапии РЭТ учит людей исследованию их беспокойства, генерируемое системой представлений и, таким образом, осознанию своей нелогичности и самопораженческой философии.
Терапия реальностью - система, разработанная У. Глассер (1965), в основе своей является типом ненавязчивого оперантного научения и может считаться формой модификации поведения. Терапевты реальностью концентрируют свое внимание на том, что клиенты могут сделать в их настоящем положении для изменения своего поведения и на средствах для этого. Главное внимание в терапии реальностью обращается на ответственность, которую Глассер определяет как: "способность удовлетворять свои потребности и удовлетворять их таким образом, чтобы не лишать других способности удовлетворять их потребности" [146].
В классификации Кори рассматриваются модели группового воздействия, направленные на развитие личности, при этом он использует понятие тренинговой группы в рамках области терапевтического воздействия. На наш взгляд, правильным было бы разделять область терапии и область развития личностных характеристик здоровых людей. Приведенные модели используются как в рамках психотерапии, так и в других областях.
Разнообразие классификаций по различным основаниям подтверждает актуальность высказывания В. Хъюлз: "Групповая психотерапия является не очень четко определенным методом, включающим в себя многочисленные и разнообразные процедуры, имеющие между собой мало общего" [24]. Затруднения возникают из-за нечеткости границ между областями практической психологии, общности методов, применяемых в разных областях.
Проблема классификации социально-психологического тренинга, который является областью применения активных групповых методов имеет те же причины, что и проблема классификации АГМ в целом. Но задача упрощается в связи с тем, что СПТ является не только совокупностью методов, но и областью психологической науки. И как сфера деятельности СПТ может включать в себя самые разные методы и формы работы, применяемые в соответствии с специфическими целями и задачами. "Практический метод социально-психологического исследования - это метод вмешательства большего или меньшего. Каким бы методом исследователь не работал, он обязательно оставляет след в обследуемой группе или личности. Но, одно дело, когда это изменение выступает как невольное, непланируемое последствие и ставится задача его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентированные на вмешательство и развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенное изменение" [88, 56]. Именно планируемое изменение как цель или направленность СПТ должны служить главным основанием для классификации.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева, таким планируемым изменением в ходе СПТ называют "развитие компетентности в общении посредством активных методов групповой психологической работы" [38, 138]. На наш взгляд компетентность в общении не является основным и единственным планируемым изменением СПТ. Эта цель характеризует только одну из групп СПТ - коммуникативные тренинги, которыми не исчерпывается все многообразие социально-психологических тренингов.
В отношении групп социально-психологического тренинга, как правило, различают два уровня целей. К первому уровню относят цели самого общего порядка (или метацели): формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью в мире; расширение объема "межличностного сознания"; достижение большей аутентичности в межличностных отношениях или "просто чувство большей свободы быть самим собой, а не чувствовать себя вынужденным играть роль"; способность взаимодействовать с коллегами, начальством и подчиненными в стиле сотрудничества, а не в понятиях авторитарности и иерархии; способность разрешать конфликтные ситуации через решение проблем, а не через принуждение или использование власти.