Важными моментами в его концепции было выделение в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущение отношений между отдельными состояниями сознания, а также положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, где образующие эти комплексы компоненты уже неразличимы. С этим было связано и положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.
Наиболее совершенный, классический вид теория ассоцианизма приобрела в работе Джеймса Милля (1773−1836) «Анализ явлений человеческого духа», вышедшей в 1829 году. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы социальной области − политике, экономике, праве, педагогике − они ни возникали. По аналогии с физическими законами он разрабатывал и законы психики, назвав свою теорию ментальной физикой. При этом единицей психики, ментальным атомом становилось ощущение, лежащее в основе всех понятий. Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон (по аналогии с законом Спинозы), в котором отражен подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений».
Таким образом, он пришел к выводу, что существуют первичные состояния сознания (ощущения, ментальные атомы) и возникающие из них их копии. Из этих элементов образуются простые и сложные комплексы и «цепи» идей, когда в определенной последовательности, благодаря частоте повторений, одни состояния сознания вызывают другие. Смена одних идей другими, их объединение в комплексы − это своего рода «психическая физика», работа «машины ума». При этом Милль, исходя из аналогии с механическим соединением частиц, отрицал возможность растворения исходных элементов при соединении или появления принципиально нового комплекса элементов. Отличие сложных идей от простых он объяснял символизацией, вносимой словом. При этом само слово рассматривалось как один из элементов комплекса, соединенного с другими по закону ассоциации.
Литература:
1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до современности: Учеб. для студентов психологических факультетов. − М.: Пед. общ-во России, 2002. − С. 119-125.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2002. − С. 166-168.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учеб. для высш. школ. − М.: Рос. Гуманитарный ун-т, 1994. − С. 84-86.
4. Ярошевский М.Г. История психологии. − М.: Мысль, 1966. − С. 231-242.