Установлено, что представители разных психологических типов личности предрасположены к различным заболеваниям. Наибольшую склонность к инфаркту миокарда проявляют люди, относящиеся к так называемому коронарному типу личности. В литературных источниках подробно анализируется «коронарное поведение», или поведение типа А. Это поведенческий синдром, который характеризуется агрессивностью, нетерпимостью, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлениям к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела. Для таких людей характерны такие качества, как настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность, способность и желание контролировать. Они не удовлетворяются малым, уровень их притязаний довольно высок. Такой человек всегда находится в тонусе, в постоянном напряжении, он не позволяет себе расслабится. В то же время в случае возникновения сложной и выходящей из-под контроля ситуации, у него может развиться заболевание.
В настоящее время различные компоненты поведения типа А исследуются раздельно, так как было показано, что оно объединяет особенности темперамента, установок и ценностей, стратегии сопротивлениястрессу и др. Полиморфностью поведения типа А можно объяснить тот фактор, что лишь в 5 из 16 крупномасштабных проспективных исследованиях удалось установить наличие корреляции между поведением типа А и заболеваемостью ИБС.
В литературе традиционно наибольшее внимание уделяется именно ишемической болезни сердца, в основе которой лежит сужение просвета коронарной артерии атеросклеротическим процессам. Особенности психологической защиты и совладания у больных с психосоматическими сердечно-сосудистыми заболеваниями во многом определяются характером саморегуляции, когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами личностного и социального функционирования. Так, у больных ишемической болезнью сердца проявляются такие поведенческие черты как стремление к конкуренции, спешка и нехватка времени, враждебность, повышенная тревога, интенсивное и непрерывное стремление к достижениям при недостаточно определяемых целях и возможностях. Это может приводить к длительному эмоциональному напряжению, страху неудачи, выраженным вегетативным реакциям и прогрессирующему развитию заболевания.
У части больных с преморбидно активной системой саморегуляции проявляются активные способы совладания и защиты. Преодолевая страх смерти, тревогу и депрессию, они стремятся вовлечься в работу, активно изменить ситуацию. Иногда они проявляют и такие неконструктивные механизмы защиты как отрицание серьезности состояния здоровья, отреагирование в действиях негативизма и враждебности в отношении врача или близких родственников.
У пациентов с преморбидно пассивной системой саморегуляции побуждения к действию блокируются неуверенностью и нерешительностью, отмечается погружение в эмоционально неприемлемую ситуацию, сохранение притязаний при снижении уровня возможностей, ипохондризация. Для них характерными защитными механизмами являются регрессивное поведение, инфантильная зависимость от окружающих, соматизация и уход в болезнь. В случае заметного снижения трудоспособности и неблагоприятного изменения статуса в семье, такой больной пытается справиться с чувством унижения и агрессии посредством защитных механизмов вытеснения и рационализации, позволяющих оправдать болезнью свою несостоятельность.
С возрастом стабилизирующими и усиливающими сердечно-сосудистую патологию являются социальные и психотравмирующие факторы. В результате перенесенных стрессовых ситуаций у пожилого человека могут возникнуть гипертонический криз, сердечный приступ, признаки стенокардии.
Социальные факторы при ИБС изучают, как правило, изолировано и вне связи с личностными факторами. Рассматривается влияние на заболеваемость инфарктом миокарда профессии, социально-экономического статуса, роль семьи и общества, напряженной работы, социальной изоляции, образования, характера работы.
Помимо ИБС, к типичным психосоматическим расстройствам сердечнососудистой системы относят функциональные нарушения сердечного ритма. Они проявляются увеличением числа сердечных сокращений с одновременным ощущением пациентом учащенного сердцебиения,-* спазмами в области сердца и непродолжительными расстройствами сердечного ритма. Нередко пациенты предъявляют жалобы на ощущение онемения, зуда, покалывания, жжения, холода, чувство давления в области сердца в сочетании с одышкой, а также страх удушья и развития инфаркта миокарда. Кардиалгия означает боль в области сердца и является симптомом очень большого числа самых разных заболеваний. Локализация и характер неприятных ощущений в области сердца отличается разнообразием. Это может быть практически постоянная, иногда пульсирующая боль, тупое давление, тяжесть, сжатие, сдавливание, напряженность, чувство жжения в области сердца. Неприятные ощущения и боль могут иррадиировать в различные области тела.
Типичным симптомом психогенной кардиалгии считается особый феномен, так называемое «чувство сердца». Это тягостные ощущения, сопровождающиеся страхом смерти, при отсутствии жалоб на боль в области сердца. Синдром психосоматической кардиалгии характеризуется суточным колебанием- самочувствия пациента. Они чувствуют себя хуже обычно при бессоннице, или по утрам, на фоне наплыва тревожных мыслей сразу после пробуждения. Весьма типичными могут быть жалобы на чувство тревоги и тяжести в области сердца или левой половине грудной клетки.
Психологические особенности психогенной кардиалгии проявляются в появлении ощущения боли, которое трансформируется в тревогу, затем появляется страх и временами панический ужас с ощущением неминуемой катастрофы. Характерным симптомом проявления психосоматического заболевания является также то, что пациенты без разбора начинают принимать любые, попадающиеся под руку лекарства, нередко в больших дозах. Для больных психосоматической кардиалгией характерна поспешность в разговоре, суетливость, излишняя демонстрация конкретных точек локализации и направления перемещения боли, а также неспособность к длительной концентрации внимания.
Болевые ощущения в области сердца могут быть важнейшим проявлением истерии. Истерия представляет собой ряд неразумных действий человека, имеющих целью обратить на себя внимание. Основным симптомом кардиалгии в этом случае является необычайная стойкость сердечной боли при отсутствии серьезной сердечно — сосудистой патологии. Истерическая кардиалгия также характеризуется нарушением сердечного ритма, иногда практически неотличимого от аритмии при сопутствующих соматических заболеваниях.
Кардиофобия представляет собой один из распространенных синдромов, возникающих в результате неопределенного диффузного беспокойства и постепенно нарастающего напряжения, тревоги, мнительности и страха.
В одних случаях тревога может быть проявлением общего невроза. В других - в основе развития стойкой кардиофобии действительно лежит заболевание сердца, но страх за его состояние не просто неадекватен, но выходит за рамки здорового смысла. Необходимо отметить, что чувство страха у таких пациентов очень велико. Единственно существующей реальностью становится ощущение даже не угрозы, а непосредственное чувство близости надвигающейся смерти. При этом для пациента значения не имеет тот факт, что ранее перенесенные аналогичные приступы не привели к развитию серьезного заболевания сердца. Чувство дискомфорта и необычных ощущений в левой половине грудной клетки, возникающее первоначально в условиях психотравмирующей ситуации или в результате продолжительной астении, порождает нарастающую тревогу, страх серьезных сердечных заболеваний и страх смерти.
Особенности поведения и психологии пациентов с кардиофобией проявляются следующим образом. Сознание пациента сохранено, хотя можно заметить определенную некритичность - характерно чрезмерное сосредоточение внимания на своих ощущениях при сниженной реакции на внешние раздражители, например рекомендации врача.
Испытывая страх за свое сердце, в межприступный период пациенты постоянно считают у себя пульс, тщательно фиксируют и анализируют любые изменения самочувствия, панически реагируют на малейшие неприятные ощущения в левой половине грудной клетки или даже всей верхней части туловища. Такие пациенты умеют подчинять заботе о своем сердце не только всю свою жизнь, но и жизнь окружающих, перекладывая домашние хлопоты на близких. Кроме того, они боятся спать на левом боку и испытывают страх перед приближением ночи, так как убеждены, что большинство людей умирает ночью. Бессонница у таких людей может быть обусловлена страхом заснуть и не проснуться.
Они отказываются от всего, что может их взволновать и таким образом оказать влияние на сердце. Пациенты неукоснительно соблюдают строгий распорядок дня и определенную диету, не рискуют лишний раз выйти на улицу; испытывают страх одиночества, буквально не отпускают от себя родных; для них также характерен страх толпы и закрытых помещений.
Характер развития психогенных аритмий обусловлен наличием прямой взаимосвязи настроения и сердечного ритма. Наиболее ярко эта связь проявляется в экстремальных условиях. Состояние мучительного, тягостного страха смерти неизбежно сопровождается разнообразными расстройствами сердечного ритма, независимо от того, имеется ли у данного человека органическое поражение сердечной мышцы или аритмия носит исключительно психогенный характер.
Типичные симптомы психогенной аритмии проявляются не только при незначительной физической нагрузке или душевном волнении, но и в покое при наплывах мыслей тревожного содержания. Особенно характерны приступы сердцебиений по утрам, при засыпании и нередко по ночам. Возможны резкие приступы тахикардии с ощущением сердцебиения при любой неожиданности или испуге. Приступы пароксизмальной тахикардии отмечаются у лиц преимущественно астенического сложения, провоцируются эмоциональным стрессом, физической нагрузкой и даже расстройством пищеварения.