Введение
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях.
Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п.)
1. Психические особенности больных с различными соматическими заболеваниями.
Особенности психической сферы у больных с соматическими заболеваниями издавна привлекают к себе внимание клиницистов.
В современных условиях эта проблема приобретает особенно большое значение в связи со значительным ростом психогенных по своей природе психосоматических заболеваний и выраженной «невротизацией» наиболее распространённых в общеклинической практике соматических заболеваний.
Во многих публикациях описываются особенности психической сферы у больных теми или иными соматическими заболеваниями и делаются попытки их систематизации.
Между тем, при всём разнообразии клинических проявлений нарушений психической сферы у больных с различными соматическими заболеваниями, проведённое нами многолетнее комплексное исследование более 2000 соматических больных позволило выделить их в три основные группы. Для исследования были отобраны больные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, сахарным диабетом и др.
Основным патопсихологическим механизмом формирования соматогенного астенического симптомокомплекса является изменение биосоциального статуса личности в результате соматического заболевания как фактора, независящего от субъективно-волевой сферы больного.
У больных этой группы невротические жалобы появляются незаметно, постепенно, спустя некоторое время после диагностирования соматического заболевания, без значимых побочных психотравмирующих влияний.
Частота и выраженность соматогенного астенического симптомокомплекса растёт с увеличением давности соматического заболевания и степени его тяжести. Астеническая симптоматика усиливается в периоды обострения соматического заболевания и, наоборот, смягчается, а в ряде случаев даже исчезает при улучшении соматического состояния больных. Первые признаками невротических нарушений: физическая и психическая астения, общая слабость, повышенная утомляемость, ощущение обессиливания, снижение работоспособности и концентрации внимания, ухудшение памяти, невнимательность, постсомнические нарушения.
Практически все больные отмечают наличие головной боли нервно-мышечного характера, которую описывают как ощущение тяжести в голове, «шлема», «стягивающего обруча» и т. п.
Постепенно появляются расстройства эмоционально-волевой сферы: болезненная раздражительность, вспыльчивость, колебание настроения от мрачно-пессимистического до обычного, ровного.
Впоследствии в эмоциональной сфере превалирующими становятся негативные эмоции, усиливается подавленность, снижение настроения, формируется ощущение тоски, внутреннего дискомфорта с элементами тревожности.
В то же время при изучении психического состояния больных обращает на себя внимание бледность, невыразительность, расплывчатость симптоматики, её парциальность. При беседе больные не акцентируют на ней внимание, воспринимая её как второстепенное, хотя и неприятное «дополнение» к соматическому заболеванию.
Преморбидные особенности личности больных выступают как облигатный фактор, который привносит в общую клиническую картину характерные личностные оттенки, однако и они несут на себе отпечаток бледности, невыразительности, парциальности.
Врачами различных специальностей часто наблюдается возникновение неврозоподобных расстройств при соматических заболеваниях. Кроме невротической реакции собственно на болезненное состояние, обусловленной преморбидными особенностями личности, у человека развивается астенизация и повышенная утомляемость в результате патогенного действия конкретного заболевания. Она сопровождается повышенной психологической напряженностью, которая не позволяет больному адекватно реагировать на дополнительные психогенные воздействия. Изменяется эмоциональное состояние, влияющее на его субъективное отношение к действительности.
Таким образом, в ситуации болезни изменяется не только соматическое (физическое), но и психическое состояние человека. При этом своеобразие реагирования на свое состояние отражается в изменении поведения, которое, в свою очередь, способствует смене характера взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому нам представляется более естественным говорить об изменении не физического и/или психического статуса больного, а всей системы его отношений с миром и к миру.
2. Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их коррекции. Ранний детский аутизм.
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирование, как это свойственно взрослым, и если ищут помощи, то полагаются на опекунов (в основном, на родителей), видя в них защитников, когда нуждаются в помощи.
Если, например, ребенок не говорит к определенному возрасту, то воспитатель с возрастающей тревогой относится к подобному свидетельству анормального развития, и встревоженное состояние опекуна может негативно сказаться на ребенке. Поэтому воздействие между ребенком и воспитателем способно усугублять (или смягчить) проблемы обоих. Поведение детей может нарушиться важными событиями в их жизни - утратой семьи, переездом или такими неизбежными трудностями, как поступление в школу. Процесс взросления представляет собой взаимодействие между генетическими факторами и условиями окружающей среды, и некоторое нарушение в раннем детском возрасте может усугубляться приостановкой или задержкой нормального развития. Однако развитие человека является гибким и адаптивным процессом, предназначенным для выживания в неблагоприятных условиях, в генетической программе которого предусмотрен механизм возвращения на путь нормального развития.
Парадигмы анормальной психологии, можно рассматривать применительно к заболеваниям как взрослых, так и детей, но есть основания считать их более важными для детских заболеваний.
Биологические изменения, происходящие в детстве, намного стремительнее и глубже тех, что имеют место во взрослой жизни. Детям приходится адаптироваться к меняющемуся образу тела, гормональному всплеску и развитию нервной системы, что постоянно видоизменяет их отношения с миром.
Пик поведенческого научения приходится на детство, и в этом периоде непроизвольно формируются многие неадекватные виды поведения, а также страхи. Родителям, которые высказывают внимание к вспышкам детского гнева и потакают требованиям ребенка, приходится смириться с бранью и тогда, когда такие вспышки входит в стиль жизни ребенка по мере его взросления (и роста).
Детский период у людей намного продолжительнее, чем у животных, которые рождаются независимыми и подготовленными к выживанию. Наличие в детстве надежной физической и эмоциональной привязанности жизненно важно для выживания человеческого младенца в естественных условиях. По Боулби, разрыв этой связи в раннем периоде ( в возрасте от 6 месяцев до 6 лет) или материнская депривация приводят к большим психическим нарушениям и криминальному поведению в дальнейшем.
Теория семейных систем. Семья рассматривается при этом подходе как динамическая и функциональная саморегулирующая единица, в которой существуют свои права и особенности. Изменения внутрисемейных отношений затрагивают всех ее членов, и семейная единица может находиться в состоянии дисбаланса до тех пор, пока нормальные силы взаимодействия не возвратят ей равновесие. В соответствии с этим подходом, ребенок, живущий в дисфункциональной семье, страдает из-за негибкости ее динамических характеристик, неполноправных отношений и неспособности семьи адаптироваться к изменяющимся требованиям, выполнение которых позволяет оставаться ее членом. Другие семейные подходы опираются на теорию семейных коммуникаций, которая рассматривает стиль коммуникации между членами, и теорию семейных структур, которая анализирует дисфункциональные семейные структуры - например, внутрисемейный "сговор" против других членов семьи.