По шкале «Власть» различий выявлено не было, вероятно это обусловлено индивидуальными особенностями респондентов.
И наконец, последняя шкала «Деньги». По ней были выявлены различия, которые объясняются следующими причинами: как правило, крупные сетевые компании обещают неограниченный доход, как раз это в первую очередь привлекает людей в данный бизнес. Конечно, традиционных предпринимателей тоже интересуют доходы, однако далеко не каждый может позволить себе неограниченный доход.
В результате проведения методики А. Меграбяна «Мотивация аффилиации» были получены результаты, свидетельствующие о различиях двух выборок, а именно: у лиц, занимающихся сетевым маркетингом, аффилятивная тенденция является более выраженной.
Вообще, потребность человека в аффилиации является универсальной, т.е. свойственной всем людям независимо от их возрастной, гендерной или этнической принадлежности. Но характер и содержание этой потребности, безусловно, варьирует в зависимости от воспитания, условий социализации, типа культуры. Ряд исследований доказывает, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания.
В нашем случае причина кроется скорее всего в специфики деятельности, потому-что суть работы в сетевой пирамиде – общение и распространение информации. Люди, выбирающие этот род деятельности, изначально стремятся к людям и доверяют им. Если же этого не было то скорее всего, это прививается в процессе деятельности, ведь без стремления к постоянному контактированию с людьми, данный бизнес не принесёт никаких результатов. Нельзя говорить о том, что все люди, занимающиеся сетевым маркетингом имеют мотивацию к аффилиации, в нашем случае это 80% всей выборки.
Среди традиционных предпринимателей аффилятивную тенденцию имеют 55% испытуемых, а это больше половины, но всё-таки меньше, чем в первой выборке. Это можно объяснить тем, что не у всех предпринимателей оснавная часть работы строится на общении с людми, и многие из них предпочитают работать вообще в одиночестве.
Стоит обратить внимание на тот факт, что в двух выборках у троих испытуемых результаты по двум шкалам равные, причём на достаточно низких уровнях, а это свидетельствует либо о внутриличнотных конфликтах, либо о том, что в ситуациях межличностного общения они могут проявлять безразличие и незаинтересованность.
В результате использования методики готовности к риску Шуберта, различий выявлено не было, более того, было выяснено, что и тем и другим присущ средний уровень готовности к риску. Это может говорить о том, что данные испытуемые готовы идти на риск, но в определённых, возможно экстремальных ситуациях. Что касается профессиональной деятельности, то и тем и другим, так или иначе, приходится рисковать в различных ситуациях.
Принятие решений – это выбор между несколькими альтернативами действий для достижения цели. Необходимость такого выбора возникает в ситуациях неопределенности. Подобного рода ситуации в деятельности и тех и других постоянны, и в них проверяется их способность идти на риск.
Следом использовалась методика, по выявлению мотивации на успех или мотивации на неудачу А.А. Реана, в результате её применения различий между выборками выявлено не было, однако, мы выяснили, что практически всем испытуемым присуща мотивация на успех, и ни у одного небыло выявлено мотивации на неудачу.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели, а также клонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. Привлекательность задачи для таких людей возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди, имеющие свой бизнес, независимо от того, традиционный он или сетевой, при выполнении профессиональной деятельности и в стремлении достичь поставленных целей надеются на удачу.
Следующая методика – диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта), при проведении которой были получены различия, а именно: люди, занимающиеся сетевым маркетингом имеют тенденцию к высокому уровню манипулятивного отношения в отличие от традиционных предпринимателей, которые имеют тенденцию к низкому уровню манипулятивного отношения.
В основе способности влиять на других лежит умение расширять контакты, построенные на взаимодействии и сотрудничестве. Манипулятор, так или иначе, сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей.
Возможно, полученные результаты связаны с тем, что продвижение в структуре сетевого маркетинга напрямую зависит от того, насколько хорошо его представитель умеет контактировать с людьми и получать пользу от этих контактов. Как правило, в начале знакомства с потенциальным клиентом, дистрибьютор пытается как можно больше узнать о нём, о его потребностях, и впоследствии опираясь на эти данные, находит наилучший подход к нему. Таким образом, потенциальный клиент намного быстрее соглашается сотрудничать, т. к. не находит отрицательных аргументов.
Данное предположение не случайно, потому что в серьёзных сетевых компаниях люди действительно серьёзно обучаются умению «присоединяться» к человеку и его внутреннему миру. Насколько данные умения практикуются среди традиционных предпринимателей нам не известно, но так или иначе, мы всё-таки получили различия по данному параметру.
В результате использования методики по определению уровня коммуникативного контроля М. Шнайдера были получены результаты, свидетельствующие об отсутсвии различий между выборками. В обеих группах испытуемым приcущ высокий коммуникативный контроль, это может обьясняться как индивидуальными особенностями испытуемых, так и спицификой профессиональной деятельности.
По большому счёту коммуникативный контроль означает актуализацию власти и реализацию некого влияния. В связи с этим контроль представляет собой набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга через то, что и как они говорят и делают
Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за проявлением своих эмоций, знают где, с кем и как себя вести, не любят непрогнозируемых ситуаций, иногда испытывают проблемы с самовыражением. Могут легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо чувствовать и предвидеть впечатление, производимое на окружающих.
Профессиональная деятельность респондентов так или иначе связана с заключением сделок, контрактов, организацией переговоров, т.е. в основном проходит в официальной обстановке, а это подразумевает регуляцию своего поведения, «подстраивание» под партнёра или клиента. Возможно этими обстоятельствами объясняются полученные результаты.
В результате применения методики по исследованию уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова были получены различия, а именно: представителям сетевого маркетинга присущ нормальный уровень эмпатии, а представителям традиционного бизнеса – низкий уровень.
Как говорилось выше, эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным. Высоко развитая эмпатия является очень важным фактором в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению.
Нормальный уровень эмпатийности присущ подавляющему большинству людей. Эти люди не являются «толстокожим», но в то же время вы не относятся к числу особо чувствительных. В межличностных отношениях предпочитают судить о людях по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Способны к эмоциональным проявлениям, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении, как правило, очень внимательно относятся к собеседнику, а это для представителей сетевого маркетинга является очень важным качеством, т. к. позволяет глубже понять клиента и понять, как найти к нему подход.
Люди, с низким уровнем эмпатийности, как правило, неуютно чувствуют себя в большой компании, предпочитают уединённые занятия конкретным делом. Сторонники рациональных решений, людей чаще ценят за ум и деловые качества. Иногда возможны затруднения в установлении эмоциональных контактов с людьми. Профессиональная деятельность предпринимателей не всегда связана с общением, и установлением эмоциональных контактов с людьми, возможно, этим объясняются полученные результаты.