Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она не свидетельствует о безразличии), или недоверия к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой ему среде.
В структуре характера важную роль играет отношение к самому себе. Каждый человек определенным образом относится к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положиться. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива.
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность[6]. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Структура направленности складывается из таких компонентов: - потребностей (естественных и социальных как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития); - интересов - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.; - идеалов - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности;
Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному решению учебных, производственных и творческих задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: - общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие (например, работа чертежника и конструктора). По уровню сформированности различают: - задатки как природную основу способностей; - одаренность - благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности; - способности - качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности; - талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности; - гениальность - высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов. Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.
Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений.
Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформальной структур. Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогруппы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу.
Воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе. Установки личности - это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н.Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Установка - это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность. В результате повторения "установочных ситуаций" у субъекта постепенно складывается "ряд фиксированных установок", которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности. В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т.п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: "Сила есть, ума не надо". Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека[7]: - позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т.е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости; - негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность; - адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное - как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений. "Эффект ореола" - влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются. "Эффект последовательности". На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявляемые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто. "Эффект авансирования" - это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению. "Эффект проецирования на людей собственных качеств" вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: "Я бы так не поступил". Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него.