Разумеется, нельзя замечать только различия между сферой девиантного поведения и социопатиями существует социологическая традиция, рассматривать в качестве одной из форм социальных девиации аномию, которая подавляется в условиях дестабилизации общества как процесс и результат разрушения традиционных ценностно-нормативных структур, регулирующих социальное поведение людей. При этом аномия, приводящая к дезинтеграции индивидов и социальных групп, к неопределенности и неустойчивости их общественно-политических ориентации, к социальной напряженности и конфликтам, рассматривается и как социальная, патология главному функционированию общества. К феномену аномии внимание социологов и психологов обращается каждый раз, когда исторические условия приводят к определенным социальным кризисам и нарушению общей социальной стабильности. Появление категории "аномия" в качестве одного из ключевых понятий в социологии Эмиля Дюркгейма (1858-1917) часто связывают с политической нестабильно возникшей вследствие Французской революции. Проблемы аномии и социальной организации вновь попадают в поле зрения социологов и психологов после первой и второй мировых войн, а также значительных экономических и социальных кризисов.
Поскольку аномия закономерно возникает в любых общественных системах, пересматриваю кардинальную трансформацию, ее можно рассматривать как общую социопатию, являющуюся переходным социальным явлением между постоянными социальными девиациями (так называемым антисоциальным поведением") и специфическими социопатиями конкретного общества, которые характерны только. для. данной общественной системы, преодоление которых и означает завершение перехода одной системы в качественно новое состояние. в этом смысле состояние аномии, котором в настоящее время пребывает наше общество - типичное состояние для всех переходящих социальных систем закономерным проявлением в социальной патологии.
Основной субъективной предпосылкой для общества явилась массовая поддержка отказа от системы ценноcтей. Массовая поддержка, зафиксированная в многочисленных опросах 90-х годов, позволяет сделать вывод о том, что старая система ценностей в значительной степени уже была отторгнута на уровне индивидуального сознания, а господствующая идеология в большей мере отражала декларированную систему ценностей, принимаемую индивидуумами лишь внешне под воздействием угрозы официальных, санкций к нарушителям нормативных образцов.
Следует учитывать, что декларативное отвержение ценностей (как и их декларативное принятие) является лишь предпосылкой, а далеко не самым действенным элементом в реальном процессе преобразования общественной системы. Во-первых, декларации полностью не отражают осознанное отношение человека к реалиям жизни. Во-вторых, даже осознанное отношение не отражает, всех неосознанных импульсов поддержки или отторжения разрушения одной системы ценностей и формирования новой. Даже искренне' провозглашенное единство взглядов по поводу новых целей-ценностей подвергается суровым испытаниям в реальных процессах, при формировании новой ценностно-нормативной системы общества. Если в определении ценности цели гораздо легче выделить достаточно большие группы единомышленников, то определение ценностей-средств, а также института санкций - процесс достаточно длительный и плохо поддающийся массовому осознанию и бесконфликтному согласованию.
Еще в работах Э. Дюркгейма положено начало изучению психологического парадокса: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым набором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности подвижной открытой системе с универсальными нормами. Изучение этого феномена получило дальнейшее развитие в исследованиях Эриха Фромма (с его концептуальным представлением, формирования феномена "бегство от свободы"), Роберта Мертона (анализирующего структурные механизмы аномии), Г. Беккера (рассматривающего аномическую стадию развития общества и соответствующий тип общественной системы), Е. Лемерта (исследующего особенности ненормативного поведения), У. Томаса и Ф. Знанецкого (положивших начало эмпирическим исследованиям влияния норм и ценностей на процессы социальной адаптации и социализации).
Многочисленные данные социологических опросов общественного мнения 1989-1994гг. свидетельствуют о нарастании пессимистических настроений, отражающихся в. преимущественно негативной оценке различных сторон своего образа жизни и в еще более выраженном пессимизме при прогнозе своего положения в будущем.
Как показали проведенные социологические исследования, ориентации на новые ценности помогают в некоторой степени преодолеть деморализацию, вызываемую разрушением предшествующих основ ценностно-нормативной регуляции. Однако, анализ ориентации на средства достижения в построении и отстаивании новых ценностей показал, что люди, не подверженные анемической деморализации, значительно чаще готовы прибегнуть к негласным средствам борьбы за свои интересы (незаконным забастовкам, захват зданий, созданию незаконных вооруженных формирований.
Таким образом, отсутствие деморализованное само по себе еще не является показателем неконструктивного воздействия аномии и предпосылкой формирования собственной ценностно-нормативной системы. Ситуацию, характеризующуюся принятием ценности-цели и, при этом, отсутствием институциональных ценностей-средств Мертон рассматривал как собственно аномическую (кстати, на примере американского общества 20-30-х годов). Можно предположить, что это один из возможных - типов реагирования на аномию - безразличие к средствам достижения цели. Отсутствие "предубеждений", "комплексов" по отношению к средствам достижения цели (собственно к нормам морали и права) приводит к формированию и распространению в общественном сознании циничного мировосприятия, цинизма.
Под цинизмом, в данном случае, можно подразумевать такую реакцию на безнормность, при которой эта безнормность становится индивидуальной нормой сознания и поведения. Одной и; важнейших составляющих цинизма является высокая степень недоверия не только к нормам поведения, но и к людям в целом. Как свидетельствуют проведенные исследования (в качестве методики измерения использовал шкалу цинизма из теста MMPI), при общем довольно высоком уровне цинизма в аномичном обществе значимое его повышение характерно для людей, ориентированных на построение государства на новой ценностной основе капиталистического западному образцу), или национально державного (теория "особого пути развития"). Цинизм как не нормативная реакция на аномию в социологическом анализе создания новой социальной системы ценностей может рассматриваться в качестве определенного типа ценностно-нормативной подсистемы. Однако, путь развития данной подай темы достаточно бесперспективен, во всяком случае, отсутствие ориентации на легитимные методы достижения целей в определенный период времени существенно усложнят и затянут процесс социальных преобразований.
В условиях стабильности социальных, экономических и политических отношений уровень регистрируемых социальных отклонений был довольно низок и не мог оказывать существенного влияния на формирование альтернативной (негативной по отношению к существующей) системы социальных норм и ценностей.
В период с 1985 по 1991 годы в российском обществе создалась социальная ситуация, определяемая Э. Дюркгеймом нарушение ценностно-нормативной системы общества, низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения.
4. После 1991 года процессы, происходящие в обществе, все более подвергаются патопсихологическому объяснению. В этой связи возможно предположить существование специфической формы социальной патологии - социопатии.
5. Поскольку аномия закономерно возникает в любых общественных системах, переживающих трансформацию, ее можно рассматривать как общую социопатию, закономерное проявление общесоциальной патологии.
Исследование ориентации на средства достижения новых ценностей показывает, что люди, не подверженные аномической деморализации, значительно чаще готовы прибегнуть к нелегитимным средствам борьбы за свои интересы. Отсутствие "комплексов" по отношению к средствам достижения целей приводит к формированию и распространению в общественном сознании цинизма как господствующего мировоззрения. Данная ситуация в целом приводит к разрушению ранее существовавших норм и ценностей, и стимулирует их "замещение" новыми нормативно-ценностными показателями, конкретное содержание которых зависит от многих социальных факторов.
Список литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2007.
2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л. "Юридическая психология": Учебник - СПб., 2006.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.