Смекни!
smekni.com

Лидерство в малой группе (стр. 6 из 15)

Политические психобиографы убеждены в первичности психологической детерминации политики, считают, что политикой движут личные амбиции, чувства, желания. Политическое портретирование необходимо в сугубо прагматическом плане: для предсказания политического поведения, для целостного видения личности конкретного политического деятеля во всей полноте его проявлений, включая бессознательное.

Типологизируя личностные проблемы лидеров, политические психологи выделяют особо проблемы, связанные с травмами, полученными в детстве; реакцию на стресс; сексуальные проблемы; эффект неадекватности; гипертрофированное (преувеличенное) стремление взять реванш за предыдущую политическую неудачу. Политическая деятельность сопровождается кризисными и стрессовыми ситуациями, поэтому для профессиональной работы важна стрессоустойчивость. Не все ею обладают, не все способны в ситуациях, требующих быстрого принятия решений, действовать уверенно и быстро. Те же, кто отличается завышенной самооценкой (так называемый аффект неадекватности), решают все незамедлительно, уверены в том, что их решение единственно верное, что авторитет их в политических кругах высок, избиратели их любят, ошибки и просчеты списываются на происки врагов.

Избиратель обычно достаточно хорошо «чувствует» кандидата, особенно его агрессивность, авторитаризм, негативизм, неуважение к оппонентам и избирателям. Но и политик понимает, когда и какая демагогическая фразеология сработает, что люди гораздо чаще приходят к согласию на основе негативной, чем на основе позитивной, реалистической программы. «Мы» и «они», «свои» и «чужие» - эти лозунги-противопоставления объединяюще действуют на людей, подталкивают их к действию.

Одно из свойств политического лидера состоит в том, что он запрограммирован на обещания «лучшего будущего». Однако большинство людей интересует не сама программа лидера, с которой он идет на выборы, а его, так сказать, облик. По мнению западных политологов, лишь 7 % успеха политического лидера зависит от того, что он говорит, а 55 % - от того, какое он производит впечатление.

Политических теорий, пытающихся объяснить, «кто» и «почему» приходит в политику, много. Компенсаторная теория постулирует тезис, что идея власти для многих политиков - средство компенсации личностного психологического дефицита. Нельзя утверждать, что политические лидеры (в том числе и в России) обладают изначальным комплексом неполноценности, однако, безусловно, многие из них имеют серьезные личностные проблемы и травмы, которые пытаются компенсировать в политической деятельности. Это может и не осознаваться человеком, однако ниточка давних детских страхов, конфликтов, зависти, ревности может вплестись в канву тех или иных событий и неожиданно повлиять на политическое поведение, Не все ищут компенсацию только в сфере политики - она привлекает лиц, ориентированных на власть и верящих, что здесь их ждет успех. Есть люди, которые, наоборот, пытаются компенсировать свои комплексы в политической пассивности, демонстративной деполитизированности.

Другая теория делает акцент на типологии, классификации участников политического процесса. Среди таких типов выделяют «искателей власти». Еще в работах психологов начала века высказывалась мысль, что политики представляют собой не просто профессиональную группу, но особый человеческий тип - «хомос политикус». Главная ценность для политического типа - власть, и он встречается не только в политике. В науке такой человек будет силой навязывать свои представления об истине, в экономике его интересует не ее оздоровление, а стремление подчинить всех «выношенной» им концепции. Подтипы «искателей власти» - агитатор, администратор, теоретик. Агитатор находит удовлетворение в том, что контролирует других, участвуя в бесконечных комиссиях, конференциях, собраниях, убеждая, переубеждая кого-то. Администраторы предпочитают работать в группе, удобно чувствуют себя в системе, стремятся структурировать межличностные отношения и коллективные усилия. Теоретики превращают в слова и заявления собственные представления и манипулируют ими.

Иное понимание лидерства дается в теориях так называемого гуманистического направления, утверждающего, что человеческое существо по природе своей - сложный мотивированный организм, а организация по природе своей всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей, потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации.

Гуманистические теории лидерства применимы скорее к малым социальным группам. Довольно широкое распространение в США получила мотивационная теория лидерства, представители которой (С. Митчел, С. Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы.

Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на достижение качественного результата; установки и поведение последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения; ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты последователей и, во-вторых, фактор окружающей среды, выполняющий три функции, от которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.

Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают и теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джорджей рассматривают лидера как чувствующего желания и потребности своих последователей и предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, а может придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в этих теориях, когда межличностные отношения выступают на передний план.

И, наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания от своих последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Многие американские психологи понимают феномен лидерства как взаимодействие лидера и его последователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активности лидера, либо с акцентом на активности последователей, либо как результат двустороннего влияния.

Политологи-бихевиоралисты распространили идею рыночных отношений на сферу политических отношений. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже овеществленный объем). В реальности картина «идеального рынка» дополняется борьбой социальных индивидов, групп, слоев, классов, в которой цель - достижение экономической и политической власти оправдывает средства, отнюдь не совпадающие с нормами «идеального рынка». Обман, нарушение законов, пренебрежение моральными и правовыми нормами, грубое силовое давление, демагогия и шантаж - все это обычная практика «рынка власти».

Вступая на политический рынок, субъекты власти располагают не только различными по интенсивности импульсами «воли к власти».

Интегративная теория политического лидерства. Для комплексного понимания феномена политического лидерства необходимо учитывать различные типы переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный исторический период.

Под переменными этой системы, которые необходимо учитывать при анализе политического лидерства, подразумеваются: рассмотрение личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения; анализ характеристик последователей; анализ отношений между лидером и последователями; анализ контекста лидерства; рассмотрение результата взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях.

Необходимо так же знать не только то, кто занимает позицию лидера, и кто следует за ним в тот или иной момент, но и кто бы мог выступать в качестве лидера и его ведомых.

Исследователи проблемы больше занимались пока внешними аспектами феномена лидерства, его формами и проявлениями, чем глубинным его анализом, причинно-следственными связями. Так, вряд ли можно до конца понять феномен политического лидерства, не разобравшись во всех механизмах воли: как происходит, например, передача волевого импульса другому лицу или лицам, почему одни люди наделены этим качеством в большей, другие в меньшей степени или же не наделены вовсе. Что побуждает их в одних случаях повиноваться чужой воле, даже радостно приветствовать ее, а в других - сопротивляться ей, иногда даже в ущерб себе. Близкая к этой проблеме, но все же самостоятельная тема - механизмы внушения, также остающаяся пока «терра инкогнита». Почему одни идеи воспринимаются людьми с готовностью и чуть ли не счастьем, а другие наталкиваются на стену неприятия и неприязни, или же на непробиваемое равнодушие? Применительно к политической жизни крайне важна также психологическая сторона проблемы легитимности, - какие собственно психологические механизмы и связи влияют на то, что человек склонен воспринимать как законное или незаконное и не только в политико-правовом, а скорее даже в морально - психологическом смысле.