4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.
5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже подрос. [2]
Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка - это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.
Однако, К. Флэйк-Хобсон полагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения. [3]
Большинство ученых, исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров, S. Barth, подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком.
Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.
Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.
По мнению М. Уэст и М. Коннера к числу элементов, от которых непосредственно зависит содержание отцовской роли, относятся:
1) общее количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец;
2) степень его власти над ними;
3) количество времени, которое отец проводит рядом с женой и детьми, а также качество данных контактов;
4) то, как он ухаживает за детьми;
5) то, насколько он ответствен как за непосредственное, так и за опосредованное обучение необходимым навыкам, а также ценностям своих детей;
6) степень его личного участия в ритуальных событиях, которые связаны с детьми;
7) как много он трудится для жизнеобеспечения своей семьи;
8) насколько много ему необходимо прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов своей семьи.
И.С. Кон обозначает ряд вопросов, которые возникают при исследовании феномена отцовства:
Чем отличается "современное" положение и поведение отцов от "традиционного"?
Чем отличается "современный" стереотип, нормативный образ отцовства от "традиционного"?
Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? и другие. [4]
Феномен отцовства непосредственно связан со следующими понятиями:
эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы,
самооценка, самосознание и Я-концепция,
удовлетворенность жизнью, а также стиль жизни,
социальная роль папы, которая различается в зависимости от той общественной системы, а также социальной, экономической и политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной роли.
С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчину поступать с опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своих детей) не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой являются ее комплексность и социальная детерминированность.
После изучения работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г.Г. Филипповой структурную модель феномена отцовства можно представить в следующем виде (рис.1).
Можно предположить, что в структуру отцовства должны входить следующие компоненты:
потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним;
ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания.
Также, в эту структуру необходимо включить интегральный сквозной компонент - оценочный, включающий в себя:
1) самооценку как часть Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальную оценку окружающих, которая базируется на принятых в конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которых необходимо для соответствия статусу.
Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте, то он - интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Вышеперечисленные компоненты выделены нами на основе принципа психологической макроструктуры личности (Б.Г. Ананьев), следовательно, структурная модель отцовства подчиняется следующим принципам построения структуры личности:
субординационному;
координационному.
Это говорит о том, что более сложные компоненты оказывают влияние на нижележащие уровни структуры, в то же время все компоненты имеют достаточную автономию.
Исследования германских ученых (S. Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, S. Barth выявил, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. [5]
Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".