Итак, мы рассмотрели личностные особенности, изучаемые нами в эмпирическом исследовании, которые представляют собой психические свойства, а именно общие творческие способности (креативность) и личностные черты.
1.2 Теоретические представления о юморе как способности
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости.
Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие и классификации общих и творческих способностей. Далее перейдём к рассмотрению юмора, который в рамках некоторых концепций рассматривается как форма творческой способности или одарённости. При таком подходе способность воспринимать юмористические несоответствия, шутить, рассказывать забавные истории и смешить людей рассматривается как умение, подобное способности рисовать картины или решать математические задачи [11].
А. Фейнголд и Р. Мазелла разделяли способность к вербальному юмору и остроумию на 2 типа [11]:
1) запоминание юмора, которое они считали родственным кристаллизованному интеллекту – репродуктивной способности, функция которой – накопление и организация знаний [2];
2) распознавание юмора, считавшегося сопоставимым с подвижным интеллектом – продуктивной способностью, основа которой – биологические особенности нервной системы, функция этой способности состоит в быстрой и точной обработке информации [2].
Существуют исследования, направленные на изучение связи между способностью генерировать юмор и более общими формами креативности [9].
Некоторые теоретики отмечали тесную связь между юмором и креативностью, указывая, что «и то и другое предполагает дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну» [11 , 255].
Способность генерировать юмор связана с другими составными частями чувства юмора. Так, проведённые исследования этого вопроса обычно указывали на слабую связь или отсутствие связи между баллами, набранными по шкале генерации юмора и по шкале понимания юмора [11]. Это свидетельствует о том, что, как ни странно, люди, способные успешно создавать юмор, не обязательно получают удовольствие от различного рода шуток и рисунков или реагируют на них радостью.
По результатам своих исследований А. Фейнгол и Р. Мазелла [11] предположили, что вербальное остроумие можно рассматривать как многомерный конструкт, состоящий из измерения психической способности распознавания юмора в сочетании с социальными и темпераментными факторами, влияющими на мотивацию к юмору и коммуникацию. Следовательно, в целом концептуализация способности юмора Фейнголда и Мазеллы является довольно узким конструктом, в значительной мере связанным со знанием людьми известных шуток и популярных комиков. Однако психометрические свойства их методики не известны и она не была широко применена другими исследователями юмора. Но на основании выводов, сделанных по результатам данной методики, можно заключить, что юмор имеет сходство с коммуникативной способностью.
Юмор по существу социальное явление. Люди смеются и шутят намного чаще, когда находятся с другими людьми, чем когда они одни. Люди действительно иногда смеются в одиночестве, например когда смотрят комедию по телевизору, читают юмористические книги или вспоминают забавный личный опыт. Однако эти случаи обычно могут рассматриваться как «псевдосоциальные» по своему характеру, потому что человек всё равно реагирует на поведение персонажей или вновь переживает в памяти случай, в котором участвовали другие люди [10].
В исследовании С. Девитта и Т. Фергутса была обнаружена положительная корреляция между самоконтролем и выявленной на основе самоотчётов склонностью использовать юмор в социальных взаимодействиях [10]. Эти результаты показывают, что юмористическую креативность следует рассматривать как разновидность социального навыка.
Дж. Аптер полагает, что социальный контекст юмора – это контекст игры. «У людей способность генерировать юмор, чтобы развлечь друг друга и вызвать смех, по-видимому, развивается как способ обеспечить нас расширенными возможностями для игры» [11 , 26]. Игра, вероятнее всего, выполняет важные социальные, эмоциональные и когнитивные функции. Когда люди участвуют в игре, они несерьёзно относятся к тому, что они говорят и делают, и они выполняют эти действия ради них самих – для забавы – вместо того, чтобы иметь в виду более важную цель [11].
На основании вышеизложенного юмор мы будем рассматривать как
1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.
Какие же когнитивно-перцептивные процессы психики задействованы при генерации юмора? М. Джервэйс и Д. Уилсон считают, что человек, чтобы генерировать юмор, должен мысленно обработать информацию, поступающую из окружающей среды или из памяти, «играя мыслями, словами или действуя творческим способом и таким образом производя остроумное высказывание или смешное невербальное действие, которые воспринимается другими как забавное» [11 , 113].
Другими словами, сущность юмора заключается в несоответствии, неожиданности и игривости, что М. Джервэйс и Д. Уилсон называют «несерьёзным социальным несоответствием» [11 , 112].
Артур Кестлер придумал термин «бисоциация», чтобы обозначать психический процесс, участвующий в восприятии юмористического несоответствия. По мнению Кестлера, бисоциация имеет место, когда ситуация, случай или идея одновременно воспринимаются с точки зрения двух логичных, но обычно не связанных и даже не совместимых критериев. Таким образом, отдельное событие, «так сказать, вибрирует одновременно на двух различных длинах волны». Простой пример – игра слов, при которой два различных значения слова или фразы используются одновременно. По Кестлеру, этот процесс лежит в основе всех типов юмора [9].
Майкл Аптер использовал понятие «синергия», чтобы описать когнитивный процесс, в котором два несовместимых образа или концепции одного и того же объекта одновременно удерживаются в сознании. По мнению Аптера, в игривом паралитическом состоянии синергия доставляет удовольствие, вызывая приятное чувство колебания мыслей между двумя несовместимыми интерпретациями понятия. Таким образом, при юморе мы шутливо манипулируем мыслями и действиями так, чтобы они одновременно воспринимались противоположными способами, например как реальные и нереальные, важные и незначительны, угрожающие и безопасные [9].
Итак, юмористический продукт должен отвечать следующему критерию: он должен содержать в себе два логичных, но не связанных друг с другом интерпретации ситуации, несоответствие которых воспринимается и доставляет удовольствие своей неожиданностью и игривостью содержания. Восприятия такого продукта выражается через улыбку и смех. Однако, хотя эти элементы обычно присутствуют во всех примерах юмора, диапазон социальных ситуаций и событий, которые могут вызывать реакцию юмора, достаточно разнообразен.
Юмор, имеющий место в повседневных социальных взаимодействиях, можно разделить на три категории [11]:
1) заранее заготовленные юмористические анекдоты, которые люди запоминают и рассказывают друг другу;
2) спонтанный юмор в разговоре, который преднамеренно используется людьми в ходе социальных взаимодействий и может быть вербальным или невербальным;
3) случайный или ненамеренный юмор.
Рассмотрим каждую из разновидностей подробней.
Заранее заготовленные юмористические анекдоты или «консервированные шутки» как правило строятся по одной схеме: «положение – кульминационный пункт». Положение, которое включает всё, кроме последнего предложения, создаёт у слушателя специфический набор ожиданий относительно того, как следует интерпретировать ситуацию. Кульминационный пункт внезапно изменяет смысл неожиданным и весёлым способом, таким образом создавая впечатление смешного несоответствия, которое необходимо для комичности [11].
Е.М. Иванова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина на основе восприятия юмора больными шизофренией и страдающими аффективными расстройствами выделили 5 групп «консервированных шуток», которые воспринимались испытуемыми как смешные [5]:
1) юмор нелепости – это шутки, которые основаны не столько на интеллектуальном усилии, а на абсурдности самой ситуации. Восприятие такого юмора больше связано именно с эмоциональной составляющей;
2) юмор разрешения противоречия – является противоположностью юмору нелепости и связан с разгадкой, где ситуация разрешается совершенно неожиданным, специфически логическим образом. Это сходно со структурой загадок.
3) цинично-пессимистический юмор – он отражает циничный, депрессивный взгляд на мир: «все плохо, все будет только хуже».