4) неприличный юмор – юмор, связанный, главным образом, с сексуальной тематикой;
5) юмор, дискриминирующий противоположный пол.
классификации спонтанного разговорного юмора (который они называют остроумием) была разработана психологами Деброй Лонг и Артуром Грассером [11].
1. Ирония – говорящий высказывает утверждение, в котором буквальное значение противоположно подразумеваемому (например, говоря: «Какой замечательный день!», когда погода холодная и ненастная).
2. Сатира – агрессивный юмор, высмеивающий социальные институты или социальную политику.
3. Сарказм – агрессивный юмор, который направлен на индивидуума, а не на учреждение.
4. Преувеличение и преуменьшение – изменение значения сказанного другим человеком путём повторения того же самого, но с другим смысловым акцентом.
5. Самоирония – юмористические замечания, направленные на себя как объект юмора.
6. Поддразнивание – юмористические замечания по поводу внешнего вида или недостатков слушателя. В отличие от сарказма здесь нет цели всерьёз оскорбить или обидеть.
7. Ответы на риторические вопросы – поскольку риторические опросы задают, не ожидая ответа, когда мы отвечаем на такой вопрос, это нарушает ожидания и удивляет человека, который задал этот вопрос. Поэтому ответ может восприниматься как забавный, и обычно цель состоит в том, чтобы просто развлечь собеседника.
8. Умные ответы на серьёзные высказывания – умные, неуместные или бессмысленные ответы на утверждение или вопрос, который подразумевался как серьёзный. Высказывание преднамеренно неверно истолковывается так, чтобы говорящий отвечал на значения иное, чем подразумеваемое.
9. Двусмысленность – утверждение или слово, преднамеренно неверно воспринятое или истолкованное, чтобы появился двойной смысл, который часто носит сексуальный характер.
10. Трансформация устойчивых выражений – превращение известных высказываний, клише или пословиц в новые утверждения
11. Игра слов – юмористическое использование слова, при котором появляется второе значение, обычно основанное на одинаковом звучании слов с различным значением.
Непреднамеренный юмор является результатом тех высказываний и действий, которые не подразумевались как смешные. О. Нильсен и Д. Нильсен выделили две формы этого юмора: физическую и лингвистическую [11]:
1) случайный физический юмор включает незначительные неудачи и оплошности. Такого рода события смешны, когда они происходят в необычной и нелепой манере и когда человек, с которым они происходят, не получает серьёзных травм и не слишком смущён;
2) случайный лингвистический юмор является результатом неправильного написания, неправильного произношения, ошибок в логике и таких оплошностей, как оговорки по Фрейду, неправильное употребление слов и случайная перестановка звуков.
Таким образом, мы рассмотрели юмор с точки зрения способности. В следующем параграфе мы рассмотрим существующие эмпирические исследования в русле этого подхода.
1.3 Психологические исследования личностных особенностей людей, способных к генерации юмора
В психологической науке исследователями велась разработка тестов на генерацию юмора для изучения индивидуальных различий в способности создавать или генерировать юмор. Однако большинство из них было предназначено для использования в индивидуальных исследованиях и обычно они не были стандартизированы.
В некоторых из этих исследований изучалась связь между способностью генерировать юмор и различными другими чертами личности.
Например, Роберт Тернер [11] исследовал связь между способностью генерировать юмор и самоконтролем – чертой личности, отражающей, насколько люди чувствительны к исходящим из окружения сигналам о социальной уместности и могут соответственно регулировать своё поведение. Результаты показали, что, как и предсказывалось, люди с более высокими оценками по шкале самоконтроля, по сравнению с имеющими более низкие оценки, придумывали ответы, которые оценивались как значительно более остроумные по обоим тестам на генерацию юмора. Автор предположил, что склонность обращать внимание и реагировать на социальные сигналы и реакции других позволяет людям с высоким уровнем самоконтроля научиться успешно генерировать и выражать юмор. Напротив, люди с низким уровнем самоконтроля, которые обращают меньше внимания на реакции других, не учатся с такой лёгкостью на этих реакциях, и поэтому у них не развиваются такие навыки генерации юмора.
В другом исследовании была обнаружена положительная корреляция между самоконтролем и выявленной на основе самоотчётов склонностью использовать юмор в социальных взаимодействиях [11]. Таким образом, самоконтроль может быть важной чертой личности, которая вносит вклад в развитие способности генерировать юмор.
Многие теоретики и исследователи отмечали тесную связь между юмором и креативностью. А. Кестлер считал юмор, а также научные открытия и художественное творчество формами креативности, которые включают процесс бисоциации (обсуждавшийся ранее). Такие особенности информации, как несоответствие, неожиданность и новизна, считающиеся необходимыми компонентами юмора, также рассматриваются теоретиками креативности как определяющие характеристики креативности [2]. Таким образом, и юмор, и креативность предполагают изменение точки зрения, новый взгляд на вещи. Действительно, многие исследователи креативности полагают, что юмор – это по существу разновидность креативности. Следовательно, некоторые разработанные ими измерения творческой способности или творческой личности среди прочих пунктов включают оценки юмора [2].
Во многих исследованиях изучалась связь между измерениями чувства юмора как черты и измерениями творческих способностей и черт, и между ними была обнаружена умеренная связь. Таким образом, люди с более развитым чувством юмора также имеют тенденцию быть более творческими в других областях. Однако в этом корреляционном исследовании не было получено доказательств причинной связи. Действительно, О’Куин и Деркс указывали, что чувство юмора и творческие способности могут быть связаны из-за общего влияния третьей переменной, такой, как интеллект [7].
Исследования позволили обнаружить положительные, но умеренные корреляции между оценками забавности и разнообразными методиками оценки креативности, включая Тест отдалённых ассоциаций С. Медника (в котором участники должны определить понятие, которые связывает два на первый взгляд не связанных между собой слова) и тест П. Торренса, в котором участников просили придумать необычные способы использования такого обычного объекта, как кирпич [2]. Анализ этих исследований позволил обнаружить среднюю корреляцию между способностью генерировать юмор и креативностью [11]. Эти авторы пришли к выводу, что, хотя креативность и генерация юмора действительно предполагают похожие психические процессы, они, тем не менее, отличаются друг от друга.
Таким образом, несмотря на то, что создание юмора обычно носит творческий характер, люди могу быть креативными, не будучи забавными.
В 70-80-е годы ХХ века в США проводились исследования личности профессиональных юмористов.
Например, С. Джейнус изучал интеллект, образовательный уровень, родительскую семью и структуру личности 55 комиков-мужчин и 14 комиков-женщин, все из которых считались известными и успешными. На основе интерпретации данных, полученных в ходе исследования, С. Джейнус пришёл к выводу, что комики, как правило, имеют высокий интеллект, отличаются раздражительностью, подозрительностью и подавленностью. Многие из комиков также были описаны как застенчивые, чувствительные и склонные к эмпатии люди, чей успех отчасти объяснялся способностью точно чувствовать страхи и потребности зрителей. Однако, по мнению Р. Мартина, валидность этих результатов не внушает доверия из-за использования некоторых сомнительных методов оценки и отсутствия контрольной группы, что не позволяет узнать, уникальны ли эти характеристики для комиков, или они могут быть общими, например, с некомическими эстрадными артистами [11].
С. Фишер и Р. Фишер [7] провели более контролируемое исследование характеристик личности и воспоминаний детства 43 профессиональных комедийных актёров и цирковых клоунов (которых они определяли вместе как «комиков»). Чтобы контролировать возможные не связанные с комичностью переменные, касающиеся профессии артиста, эти исследователи для сравнения выборку профессиональных актёров того же возраста.
Между двумя обследованными группами был обнаружен целый ряд интересных статистически значимых различий. По сравнению с актёрами ответы комиков отличались значительно большей озабоченностью тематикой добра и зла, никчемности, самоосуждения, долга и ответственности, утаивания и ничтожества. С. Фишер и Р. Фишер полагают, что подобные механизмы могут быть задействованы в развитии комического чувства юмора и у некоторых обычных людей, которые не становятся профессиональными комиками.
Е.М. Иванова с коллегами проводила исследования нарушений чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах [3]. Результаты показали, что люди, страдающие разными типами психических нарушений, предпочитают разные виды юмора.
Так, больным шизофренией нравится юмор разрешения противоречия. Причём чем больше выражены нарушения мышления, тем больше им нравится такой юмор. Важно отметить, что данные больные сами придумывают такие шутки в больших количествах.
Что касается аффективных больных, то они предпочитают цинично-пессимистический юмор. В частности, это касается маниакальных личностей.
Для юмора больных приступообразно-прогредиентной формой шизофрении характерно присутствие агрессии. Часто в шутках, созданных такими личностями, даже нет компонентов юмористического продукта, а представляют собой чистую агрессию.