Юмор, дискриминирующий противоположный пол, предпочитают пациенты с шизотипическими нарушениями мышления.
К сожалению, данное исследование содержит в себе выводы, во многом основанные лишь на наблюдениях и умозаключениях, однако, пожалуй, самым значимым результатом этой исследовательской работы является возможность создания рабочей методики, основанной на восприятии и предпочтении юмора, которая позволит диагностировать структуру дефекта личности.
Как уже было сказано, современная психологическая наука практически не содержит достоверных исследований в области генерации юмора.
Однако на основании имеющихся научных теоретических и эмпирических работ мы можем сделать несколько предположений:
1) личности, обладающие способностью к генерации юмора обладают высокой креативностью, хотя обратной зависимости здесь нет (креативные люди не обязательно способны к генерации юмора);
2) личности, обладающие способностью к генерации юмора в социальных взаимодействиях, имеют высокие показатели по вербальной креативности, а личности, способные к генерации «консервированных шуток», могут обладать высокими показателями как по вербальной, так и по невербальной креативности;
3) существуют некие определённые личностные черты, присущие людям, обладающим способностью к генерации юмора, отличающих их от лиц, таковую способность не имеющих.
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора
2.1 Программа эмпирического исследования
На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как
1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.
Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.
Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.
Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
1) разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;
2) выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;
3) выявить уровень креативности у испытуемых;
4) определить профиль личностных черт у испытуемых;
5) сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;
6) сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.
7) обработать и проанализировать результаты;
8) сформулировать выводы;
9) предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.
Базой исследования выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.
В качестве методов исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.
1. Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.
Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.
2. Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.
Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):
«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».
Стимульный материал к данной методике был взят из «Биатлона» – конкурса КВН, где командами демонстрируются шутки, сконструированные по типу «положение – кульминационный пункт» [§1.2]. В нашем случае испытуемым предлагаются «положения», к которым необходимо додумать «кульминационный пункт».
Ответы испытуемых были представлены 5 экспертам – авторам действующих команд КВН, вышедших в финал Воронежской и Краснодарской Лиг КВН. Экспертам предлагалось оценить предложения с точки зрения качества юмора по 4-хбалльной шкале. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.
3. Краткий вариант теста П. Торренса [2].
Тест представляет собой адаптацию одного из субтестов полного теста Торренса, которая была произведена В.Н. Дружининым и его коллегами. Тест предназначен для диагностики невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Этот тест позволяет оценить такие критерии невербальной креативности, как:
1) гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
2) оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
3) разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Испытуемым предъявлялся бланк с недорисованными картинками, которые было необходимо дорисовать и дать им название.
4. Тест С. Медника (Тест отдалённых ассоциаций) [2].
Предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Испытуемым предлагались словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдалённым ассоциативным областям. Испытуемым необходимо установить между ними ассоциативную связь путём нахождения четвёртого слова, которое объединяло бы их таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое сочетание. В качестве стимульного материала в тесте используется 20 словесных триад.
5. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, форма С [12].
Представляет собой многомерную методику, оценивающую свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека через 16 относительно независимых факторов. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Используемая нами форма С состоит из 105 вопросов, на которые испытуемому необходимо выбрать один из трёх ответов. Опросник включает в себя 3 вида вопросов: направленных на оценку, решение теста, или отношение к какому-либо явлению.
Результатом является «профиль личности» – график, на котором указываются уровни выраженности 16 основных факторов, измеряемые в стенах. Отдельно рассчитываются 4 дополнительных фактора.
Перечень основных факторов (личностных черт):
1) фактор A: «замкнутость – общительность»;
2) фактор B: интеллект;
3) фактор C: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»;
4) фактор E: «подчинённость – доминантность»;
5) фактор F: «сдержанность – экспрессивность»;
6) фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»;
7) фактор H: «робость – смелость»;
8) фактор I: «жёсткость – чувствительность»;
9) фактор L: «доверчивость – подозрительность»;
10) фактор M: «практичность – мечтательность»;
11) фактор N: «прямолинейность – дипломатичность»;
12) фактор O: «спокойствие – тревожность»;
13) фактор Q1: «консерватизм – радикализм»;
14) фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»;
15) фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
16) фактор Q4: «расслабленность – напряжённость»;
17) фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка».
Перечень дополнительных факторов:
1) фактор F1: тревога;
2) фактор F2: экстраверсия – интроверсия;
3) фактор F3: чувствительность;
4) фактор F4: конформность.
Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении методик группам испытуемых, после чего результаты методики экспертного оценивания юмора как творческой способности предъявлялись экспертам для оценки качества созданных испытуемыми шуток.
Обработка полученных данных с помощью описанного диагностического комплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числе статистического, анализа. В частности, «сырые» баллы по методикам были переведены в сильную z-шкалу, а затем для проверки значимости различий в личностных особенностях на разных уровнях развития способности к генерации юмора использовался статистический критерий Стьюдента [20].