К. Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:
– в любви и одобрении;
– в руководящем партнере;
– в четких ограничениях;
– во власти;
– в эксплуатировании других;
– в общественном признании;
– в восхищении собой;
– в честолюбии;
– в самодостаточности и независимости;
– в безупречности и неопровержимости. (Фрейд З., 1990.)
Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк: диспозитивное направление.
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его приспособление к среде.
С точки зрения теории Г. Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Г. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Г. Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии о черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Г. Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывается верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Г. Олпорт длительное время работал над сознанием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы «Я»;
2) зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Раймонд Кеттел – следующий представитель диспозиционного направления. Подход Кеттела основан на исполнении точных эмпирических методов исследования. Согласно Р. Кеттелу, личность-это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Р. Кеттела.
Центральным для Р. Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюд, эрг и чувство.
Теория типов личности Г. Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Г. Айзенку, в основе структуры личности лежит два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка». (Фрейд З., 1990.)
Эрих Фромм: типологические модели социальных характеров.
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Э. Фромм утверждал, что определенной частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Э. Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.
Э. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов, в преданности.
Э. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.
Непродуктивные типы характера по Э. Фромму:
1) рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить),
2) эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом),
3) накапливающий (скупой, упрямый, ориентированный на прошлое).
Э. Кречмер: типологическая модель личности.
Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, принимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психологические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:
1. Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой; плечи узкие, худые и длинные нижние конечности;
2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;
3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;
4. Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением; индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например: чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит два главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикнитическое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Э. Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей «специальные дарования», свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например: поэт – циклотимик для него «реалист, юморист», а шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.
Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформированная в 40-х годах прошлого столетия.
К. Леонгард: типологические модели акцентуаций и психопатий.
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:
– акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);
– акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, аффективный).
К. Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:
1) к сфере направленности интересов и склонностей;
2) к сфере чувств и воли;
3) к сфере ассоциативно – интеллектуальной.
Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием ее становления и развития. Не всегда легко, считает К. Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. (Фрейд З., 1990.)
1.2 Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.
В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое.
Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.