Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила.
Мы можем также различать нормы по степени их принятия: некоторые нормы одобряются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства. Поэтому если поздравлять друг друга с Новым годом принято во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.
Нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение. Ни один водитель не поедет на красный свет, так как это может привести к аварии; милиционер зорко следит за выполнением правил дорожного движения и сурово штрафует нарушителей. А, скажем, такие нормы поведения, как правила вежливости, знают даже не все взрослые, но это никак не мешает им жить, если не считать замечаний, которые могут сделать в их адрес более культурные и образованные люди.
Таким образом, мы смогли убедиться, что норма поведения - это очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы - все то, что позволяет людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.Обычаи вырабатывались в ходе развития того или иного народа и позволяли ему лучше, удобнее приспособиться к окружающей среде. Например, есть можно один, два, три или более раз в день, делать это можно стоя, сидя на стуле, подушке, по-турецки, лежа, неподвижно или на ходу; есть можно всем вместе или порознь; можно брать пишу руками, палочками для еды, вилкой; начинать с борща, с зелени, с воды и т. д. Можно насчитать тысячи правил поведения. Всякий раз из множества вариантов поведения выбираются самые удобные. Они постепенно закрепляются и становятся способами жизни народа. Кивок знакомому, еда с ложки, почтительное отношение к старшим, чай на завтрак - все это обычаи.
Каждое новое поколение людей получает эти общественные нормы в готовом виде. Ребенок окружен многими обычаями: взрослые учат его, как правильно есть, одеваться, здороваться. Поскольку он постоянно наблюдает выполнение этих правил, они становятся для него единственно верными. Ребенок относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям. Когда мы, например, протягиваем правую руку при приветствии, никто не вспоминает о том, что этот жест ранее означал отсутствие в руке оружия. Встречая иностранцев, мы нередко считаем их обычаи непрактичными, причудливыми. Точкой отсчета при этом выступает наш собственный опыт. Так, люди, живущие в средней полосе, считают, что южане излишне расточительны и гостеприимны, а те, кто живет севернее, слишком сдержаны и скупы. Естественно, это не может не отразиться на взаимодействии людей. Если один из общающихся придерживается обычая, а другой его нарушает, то общение нельзя назвать равным.
Некоторые наиболее важные для жизнедеятельности общества обычаи приобретают характер нравственных норм. Так, если мы не имеем носового платка, то это небольшая беда. Но если чьи-то действия ведут к унижению другого человека, к разрушению благосостояния, здоровья, то общество стремится защитить своих членов. Оно вырабатывает требования, жестко предписывающие, что можно делать, а что - нет. Однако, опять-таки, в разных культурах будут разные нормы. Поэтому, например, в общении с индийцем вполне может возникнуть конфликт по поводу отношения к корове: для него это священное животное, а для многих из нас просто источник мяса и молока. Есть и общекультурные нравственные нормы: “не укради”, “не убей” и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.
2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с.
4. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 С.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1988г.
6. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М. 1986
7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М. 1982
8. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1994
9. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.1973
10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л. 1979
[1]Библер В.С. От наукоучения – у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: 1991. – C. 111-112.
[2] Потебия А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993. – С. 10.
[3] Там же. – С. 8, 36.
[4] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 8.
[5] Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 11.
[6] Опыты Русской грамматики. – 1860. – Ч. 1 – Вып. 1. – С. 3.
[7] Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 12.
[8] Там же.
[9] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 26.
[10] Там же. – С. 27.
[11] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988.
[12] Философский словарь. – М., 1975.
[13] Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
[14] Петровский В.А. психология надситуативной активности. – М., 1992. – С. 58.
[15]Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. – М., 1997.