Логическое мышление человека обладает многообразными кодами или логическими матрицами, являющимися аппаратами для логического вывода и позволяющими получить новые знания не эмпирическим, а рациональным путем. Оно дает возможность вывести необходимые системы следствий как из отдельных наблюдений, которые с помощью языка включаются в соответствующую систему обобщений, так и из общих положений, которые формулируют общечеловеческий опыт в системе языка.
3. Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения
Анализ межличностной коммуникации – это анализ того, как с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, т.е. субъективного опыта, от одного субъекта к другому.
Важнейшая характеристика коммуникативной стороны общения – это ее знаковый и интерпретативный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либо знаков, иначе она не может быть представлена для человека.
Речь - это использование языка в коммуникативных целях, поскольку человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Структура речевой коммуникации предполагает как наличие элементов прохождения информации по коммуникативной цепи (отправитель → кодирование сообщения → движение по каналам → расшифровка (декодирование → получатель), так и психологических (намерение, замысел, цель, понимание сообщения) и социально-ролевых (статусные, ситуативные роли участников общения, используемые ими стилевые приемы) характеристик.
На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе – денотация, коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки.
В социально-ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Но не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников. А и выбранные языковые средства, в частности – социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся (форма обращения, имитация произношения, стиль речевого поведения) [7].
Невербальная коммуникация – это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, закодированных и передаваемых через выразительные движения тела, звуковое оформление речи, определенным образом организованную микросреду, окружающую человека, использование материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.
Интерпретация невербального поведения – творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е. коммуникативной компетентности с учетом множества специфических факторов.
Способность слышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаря обратной связи (оценочной и без оценочной) мы можем поддерживать или корректировать впечатления других о нас и наших установках.
Выделяют нерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили слушания, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов. Эффективное применение различных стилей слушания способствует сохранению и развитию межличностного общения.
4. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения
Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Включает: – познание себя в процессе общения (через рефлексию), – познание и понимание людьми друг друга (через идентификацию, эмпатию, аттракцию), – прогнозирование поведения партнера по общению (через каузальную аттрибуцию).
Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т.д. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, т.е. выступает регулятором поведения по взаимодействии с этим человеком.
Формирование образа и его структура зависит и от особенностей воспринимаемого, и от ситуации, от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и др. факторов. В особенности: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю.
Первое впечатление не лишено ошибок, и наиболее типичные из них: «эффект ореола»; проецирование, эффект снисходительности, эффект стереотипизации. Один из способов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступившей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываются обществом, являясь честью культуры, усваиваются человеком с детства. Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется различными видами искусства, литературой, группой, в которой находится человек и чье влияние испытывает.
Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализированных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.
Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация, выступающая в форме суждения, рассуждения, диалога, наррации; состоящая из логического, языкового, практического компонентов; реализующаяся через механизмы узнавания, вспоминания, уподобления, постановки гипотез, объединения и объяснения, интуиции, рефлексии, эмпатии.
Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации и заключается в приписывании причин поведения других людей. Может быть личностной, обстоятельной, стимульной.
Национальный стереотип – инструмент политики; упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Причины их возникновения – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.
Наряду с социальными стереотипами служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми, способствуя возникновению предрассудков – необоснованных негативных представлений о других людях, не меняющихся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данные суждения несправедливы, ошибочны. Предрассудки – это экономичный способ мышления; их «запускает» тревожность, угроза чувству безопасности.
5. Уровни общения и его особенности в различных условиях
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или правительственном чиновнике.
В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности. [5]
Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.
Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов.
Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.