R=Rр+Rе+Rv, R3=165+28+70=263
R4=173+15+30=218
R5=145+18+27=190,где
Rр- общее количество познавательных реакций
Rе- общее количество эмоциональных реакций
Rv- общее количество речевых реакций
RЗ- реакции при предъявлении предметов разного цвета
R4- реакции при предъявлении предметов разной формы
R5 - реакции при предъявлении предметов разной величины
Мn- средняя арифметическая, где Мnр от Rр
Мnе от Rе
Мnvот Rv
МnЗ=263:28=9,4 Мn4=218:28=7,8 Мn5=190:28=6,8 , где МnЗ - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разного цвета
Мn4 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной формы
Мn5 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной величины
В ходе выполнения 3 задания (при предъявлении предметов, отличающихся по цвету) было зафиксировано 263 реакции (см. таблицу 3.4), в том числе: 165 познавательных реакций, 28 эмоциональных реакций, 70 речевых реакций. При этом ведущее место принадлежит познавательным реакциям, их доля составляет 62,7% от общего количества реакций, на втором месте - речевые реакции, на долю которых приходится 26,6%, на третьем - эмоциональные реакции -10,7%.
При предъявлении предметов, отличающихся формой, зафиксировано 218 реакций. Из них 173 реакции - познавательных, 15 эмоциональных и 30 речевых. И в этом случае большая доля приходится на познавательные реакции - 79,4%, речевые реакции занимают вторую позицию и их количество составляет 13,8%, доля эмоциональных реакций лишь 6,9%. При предъявлении предметов, отличающихся по величине, мы зафиксировали 190 реакции. Как и в предыдущих двух заданиях наибольшее количество реакции приходилось на долю познавательных и их численность была равна 145. Количество речевых и эмоциональных реакций было значительно меньше: 27 и 18 соответственно. Процентное соотношение видов реакции было следующим: познавательные реакции составляют 76,3% от общего числа реакций, речевые реакции составляют 14,2%, эмоциональные - 9,5%.
Таким образом, во всех заданиях при предъявлении предметов, различающихся по цвету, форме, величине, преобладали познавательные реакции, значительно опережая по численности речевые и эмоциональные. Следует отметить, что наибольший разрыв между показателями наблюдался при предъявлении предметов разной формы.
Рассматривая характер зрительных реакций, зафиксированных у детей при предъявлении предметов, различающихся по цвету, необходимо отметить, что фиксированный взгляд мы зарегистрировали в 80% случаев, нефиксированный - в 20%.
При предъявлении предметов, различающихся формой, картина познавательных реакций претерпела изменения. Теперь среди ориентировочно-исследовательских действий на первое место выступают захват предметов (41,2% от общего числа ориентировочно-исследовательских действий), наложение предметов друг на друга (32,4%), рассматривание (13,7%). То есть такие действия, которые по своей структуре и назначению соответствуют выделяемому внешнему свойству и закрепленному за предметом способу действия.
Вторую группу составили действия сжимания (4,9%), постукивания (3,9%), обследования частей и поворачивания (по 2%).
Мы отметили также три действия, которые при выполнении этого задания не были применены детьми ни разу (0): поглаживание, надавливание, наложение. При этом действие приложения является адекватным и целесообразным при обследовании предметов разной формы и их отсутствие свидетельствует о достаточно низком уровне и бедности способов получения информации о внешних признаках предметов, об отсутствии зрительного сравнения предметов по форме.
Рассмотрев особенности манипуляций, производимых детьми с предметам разной формы, мы обнаружили преобладание специфических манипуляций (76,2% от общего числа манипуляций) над неспецифическими (23,8%о). Отмечалось также явное преобладание фиксированного взгляда над нефиксированным (60,6% и 39,4% соответственно).
При предъявлении предметов, различающихся по величине, среди ориентировочно-исследовательских действий наибольшее число раз дети применили захват (31,3% от общего числа), рассматривание (21,3%) и
наложение (16,3%). Именно эти действия, в целом, позволили установить различие предметов по величине.
Другая группа действий - поворачивание (8,9%), сжимание и надавливание (по 6,3%), поглаживание (5%), способствовали получению информации о свойствах материала, из которого были изготовлены игрушки.
Действия обследования частей и постукивания были зафиксированы в 2,5% случаев, а действия наложения не встречались ни разу.
Рассматривая характер манипуляций, можно сделать вывод о преобладании манипуляций специфических (60,6%) над неспецифическими (39,4%).
Таким образом, при предъявлении детям дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью предметов, отличающихся по одному признаку (цвету, форме, величине), наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно этот признак вызвал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако, при действиях с предметами, которые отличаются по одному внешнему признаку, дети совершают преимущественно одинаковые ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, поворачивание), которые не позволяют им выяснить особенности и свойства предметов, специфику отличий каждой пары, а лишь способствуют общему ознакомлению с ними.
Настоящее исследование показало своеобразие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях специальных дошкольных учреждений. В результате предпринятого наблюдения за детьми в ходе занятий, проведения режимных моментов и свободной деятельности установлена возможность продуктивного (вербального и невербального) контакта с детьми, способность выполнения ими элементарных действий по подражанию и образцу.
Наблюдения за деятельностью детей, анализ личных дел и беседы со специалистами, работающими с детьми, позволили определить оптимальное содержание и условия проведения индивидуального психолого-педагогического констатирующего эксперимента.
Анализ данных, полученных в ходе изучения ориентировочной деятельности, уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов, а таже особенностей выполнения детьми заданий, требующих учета внешних признаков предметов, позволяют выделить ряд особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
В повседневной жизни дошкольники с выраженной интеллектуальной недостаточностью игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; выделение этих признаков является случайным или основывается на многократном повторении действия; стимулом для совершения ориентировочно-исследовательских действий с предметом может служить его новизна, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с предметом необычные действия взрослого, прямые указания взрослого.
При предъявлении детям предметов, различающихся по одному признаку (цвету, форме, величине, наличию или отсутствию звука) наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Установлено, что форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако при действиях с предметами, отличающимися по одному внешнему признаку, дети совершали преимущественно однотипные неспецифические ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, поворачивание), которые не позволяли им выявить особенности и свойства предмета, а лишь способствовали общему ознакомлению с ним.
Дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью более успешно идентифицируют четыре основных цвета, и хуже -белый и черный. Знали название цветов до обучения, в среднем, менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый, наименее - белый и черный цвета. Самостоятельное называние цвета доступно незначительному количеству детей.
Восприятие величины является наименее сформированным у детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При этом, зрительное соотнесение находится на достаточно высоком уровне. Значительные сложности возникают при выделении признака величины по названию и самостоятельном назывании признака наиболее доступным детям явились практические задания, при выполнении которых требовалось учитывать форму предмета. Наиболее сложными оказались задания, в которых требовался учет цвета и величины предметов. Наиболее освоенные способы действий также наблюдались при выполнении заданий с предметами, различающимися по форме. В заданиях, выполняемых с предметами разного цвета и величины, подавляющее большинство детей действует без учета этих свойств предметов. В результате, наибольшее количество верно выполненных заданий наблюдается при действиях, требующих учета формы, наименьшее -при действиях с предметами разной величины.
Таким образом, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет предмета вызывает у детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью яркие эмоциональные реакции, форма предметов провоцирует значительное количество познавательных реакций (в том числе ориентировочно-исследовательских действий). Восприятие величины вызывает наибольшие сложности, особенно при необходимости ее словесного обозначения. По-видимому это связано не только с осбенностями деятельности этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств предметов.