Смекни!
smekni.com

Методы изучения трудовой деятельности (стр. 4 из 6)

Еще более убедительными примерами необходимости оптимизации рабочего места является производство военной техники. Учет антропометрических характеристик людей при конструировании рабочего кресла, размещении блоков контроля и управления самолетом, танком, боевым кораблем непременно скажется в тех долях секунд и минут, от которых зависят выполнение поставленных задач и сохранение жизни экипажа.

Антропометрические характеристики людей наряду с психологическими и медицинскими показателями учитываются как при профессиональном отборе, так и при проектировании рабочих зон. Заметим, что при проектировании рабочего места большое значение имеют не только показатели роста, но и пропорции тела — соотношение длины ног и корпуса, бедра и голени, плеча и предплечья (табл.3).

Таблица.3

Антропометрические данные русского населения (возраст 18-21 год), слл

Наименование признаков Мужчины Женщины
М о М а
Положение стоя
Высота верхушечной точки (рост) 172,3 6,6 159,5 5,3
Высота глаз 159,7 6,3 148,0 5,1
Высота плечевой точки 142,8 6,2 131,8 4,9
Высота пальцевой точки 63,5 3,3 59,5 3,0
Длина руки 77,0 3,8 69,9 2,8
Высота линии талии 108,2 5,3 99,7 4,6
Длина ноги 93,3 4,8 85,6 4,3
Длина стопы 26,7 1,2 24,0
Ширина стопы 10,0 0,5 8,9 0,7
Размах рук 179,0 8,2 163,2 6,4
Размах рук, согнутых в локтях 94,2 4,6 86,6 3,6
Наибольший поперечный диаметр тела 49,6 2,6 46,6 3,6
Наибольший передне-задний диаметр тела 25,6 1,9 26,6 2,1
Передняя досягаемость руки 84,2 4,5 77,1 3,6
Положение сидя
Высота верхушечной точки над сиденьем 90,5 2,8 85,6 2,7
Высота глаз над сиденьем 77,4 2,6 ■ 73,4 2,6
Высота плеча над сиденьем 60 4,8 56,6 4,4
Высота локтя над сиденьем 22,8 2.5 22,1 2,4
Высота линии тал ни над сиденьем 26,3 2,2 24,6 2,0
Высота колена над полом 56,5 1,7 52,0 2,1

Согласно исследованиям, дизайном бытовой и гражданской техники (например, автомобилями), произведенной с ориентацией на "среднего потребителя", удовлетворены не более 16-18% населения. Поэтому в метрических характеристиках человека учитываются не только средневыборочные показатели, но и стандартные, или среднеквадратичные, отклонения, согласно закону нормального распределения. В зарубежной практике проектирования наиболее часто исходят из М + 1,65 среднего квадратического отклонения. Такой диапазон характеристик охватывает 90% населения страны.

Основные требования к организации рабочего места сводятся:

1) к номенклатуре и количеству средств и предметов труда (существует эргономический оптимум);

2) рабочему пространству (должны обеспечиваться легкость восприятия и свобода движений и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования);

3) предметно-пространственной структуре рабочего места (элементы должны располагаться в соответствии с их функциями в технологическом процессе и пространственной конфигурацией);

4) условиям труда (требуются оптимальные освещенность, микроклимат);

5) безопасности, (необходима надежная защита от опасных и вредных производственных факторов).

Оценка трудовых движений субъекта слагается из ряда параметров:

♦ времени протекания движения;

♦ оптимальности движений с учетом биомеханики человека;

♦ непрерывности движения;

♦ оптимальности мышечной активности;

♦ величины производимой работы;

♦ экономии энергии;

♦ оптимальной координированности движений (сочетаемость работы рук, направлений движений и др.).

Пространственные характеристики движений ро многих случаях являются критериальными и включают в себя, помимо оценки рабочей позы работника, зоны досягаемости рук и ног в штатных и критических ситуациях.

Эргодизайн. Эргономика органично связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается эта гармония путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования

Дизайн как проектная деятельность. В вещных формах культуры (русской, египетской, греческой, китайской и др.) исторически кристаллизовались целесообразные для существовавших условий способы практической деятельности, потребления, социальные отношения, выработанные поколениями как опыт создания нужных обществу предметов, далеко превышающие способности отдельных людей рационально осмыслить этот опыт. Вместе с созданием вещи воспроизводилась системная целостность общественной практики в ее многочисленных аспектах, целостная культурная форма.

Наличие канона практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.

В канонической системе изготовления проектная функция была неявной, скрытой и представляла собой как бы оппозицию и потенциальную альтернативу исходной системе. Но с развитием промышленного (мануфактурного) производства, с расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность, вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:

1) сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;

2) не приспосабливать новую технологию к воспроизводству морфологии ремесленных образцов, а перепроектировать саму морфологию с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.

В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента. В последнем случае бензоколонке проектировщик уделяет минимум внимания — она "просто ящик", куда сложено минимально необходимое оборудование (насос, фильтр, счетчик, указатель). Основное внимание дизайнера направлено на организацию функционального пространства: навеса от дождя, оптимального размещения указателей марок топлива и пр.