Смекни!
smekni.com

Мотивация приобретения молодёжью высшего образования (стр. 3 из 7)

1. Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом потребности являются знания и умения (Голу, 1965; Талызина, 1998); есть ориентация на процесс и способы получения знаний (Елфимова, 1991; Маркова, 1983; Матюхина, 1984).

2. Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащегося на достижение социально одобряемого результата – мотив долга и ответственности перед обществом (Матюхина, 1984); направленность на идеалы и социальные ценности (Маркова, 1983); направленность на способы взаимодействия с окружающими людьми (там же); мотивы аффилиации и социальной идентификации - одобрение товарищей, учителей и родителей (Бибрих, 1987; Елфимова, 1991; Орлов, Творогова, Шкуркин, 1988).

3. Выступая в качестве средства обеспечения последующей трудовой жизни, сама учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией и ориентацией на достижение всё более высоких результатов, стремлением к компетентности и мастерству (Бибрих, 1987; Кокурина, 1990).

4. Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может мотивироваться также потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации (Маркова, Орлов, Фридман, 1983; Моргун, 1979) [5].

На наш взгляд, целесообразным является выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности, которое рассматривала Т.Д. Дубовицкая.

По мнению Н.Ф. Талызиной: «При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-либо целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных».

А.Б. Орлов отмечает, что мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив – это в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этой деятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения. К сожалению, отмечает А.Б. Орлов, современная психология гораздо больше знает о том, как дети учатся читать и считать, чем о том, как дети (с самого раннего возраста) научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можно усиливать и укреплять эту важную способность. Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют.

Пока учителя и преподаватели акцентируют своё внимание на оценках, угрозах, а не на поиске средств и способов актуализации у обучающихся внутренней мотивации, говорить о гуманизации образования не приходится.

Таким образом, можно дать следующую характеристику внутренним и внешним мотивам учения.

Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечён в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью обучения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчуждён от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым [6].

Таким образом, взгляды разных авторов на мотивы поступления в вуз действительно различны. Каждый автор предлагает свою классификацию данных мотивов. Ильин среди основных мотивов называет следующие: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. А.Н. Печников, Г.А. Мухина выделяют мотивы «профессиональные», «личного престижа», «прагматические», «познавательные». П.М. Якобсон выделяет три группы мотивов: «отрицательные» мотивы, мотивы, связанные с внеучебной ситуацией, и мотивы, связанные с самим процессом учебной деятельности. Т.Д. Дубовицкая рассматривала также выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности.

Тем не менее, у всех авторов прослеживаются три основные линии мотивации поступления в вуз: познавательная, профессиональная и прагматическая.

1.3Юность – время выбора профессии

Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи.

Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать всё писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, даёт возможность пробовать, ошибаться и искать с лёгкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время, обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.

Кризис 17 лет. В детстве границы возрастных периодов определённы. Когда детство остаётся в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся всё более условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы всё больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идёт работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно направленность личности в целом), и отчасти для подростков с эгоистической направленностью. Такие подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя своё жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда чётко планируют будущее, и период юности для них будет, скорее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свойственны элементы той духовности, против которой они протестуют, - например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости и конфликтов в школе.

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17лет кризис протекает менее остро, чем в 15. Как отмечал Д.Б. Эльконин, это наиболее тяжёлый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса).

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две категории: первые надеются на помощь родителей, скорее всего платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирается пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осваивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направленностью личности, готовые бороться за своё призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определённый вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться за «бортом».

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и.д. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и всё складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряжённость. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности [8].

Условия развития. Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) – ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация жизненных планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремлённости к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: этот не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать всё сначала. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Г.М. Абрамова пишет: « Профессиональная ориентация и подбор кадров в современных условиях – дело далеко не личное; осуществляясь как Я-решение о карьере, оно всегда будет отзываться на жизни многих людей, если не на жизни всего человечества. Через это решение начинается путь в практическую этику, где чувство долга и ответственности выливается в конкретные профессиональные решения и действия» [7; 550]. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.