Как уже говорилось, необходимым элементом при работе по этому методу является обязательное переживание ребенком удовольствия или релаксации. Мощным источником положительных эмоций может быть игровая ситуация. Поэтому моделирование страшной для ребенка ситуации в игре может иметь психотерапевтический эффект но механизму десенсибилизации.
При составлении пошаговой программы работы с ситуациями, вызывающими тревогу, можно использовать в качестве этапов указанные выше формы моделирования ситуации: мысленное представление, проигрывание, столкновение с такой ситуацией в реальной жизни.
Чистяковой М.И. описана работа с Пашей, испытывающим страх темноты. При попытке подвести его к двери в темную комнату он давал яркую вегетативную реакцию: появлялась бледность, дрожь, задержка дыхания. Для Паши была намечена пятиступенчатая программа по преодолению страха перед темнотой. Сначала он в присутствии детей в детском саду в ярко освещенном зале воображал себя одиноко сидящим в темной комнате. На следующем занятии он участвовал в сюжетно-ролевой игре «В темной норе», по ходу которой два друга, Утенок и Зайчонок попались в лапы к хитрой Лисе, которая заманила их в свою нору. Мальчик играл роль робкого Утенка. При повторении игры Паша был назначен на роль смелого Зайчонка, который не плакал, как Утенок, а искал выход из ситуации. На третьем занятии мальчик исполнял роль пугающего в этюде «Ночные звуки». Паша непривычно растормозился, стал очень громко кричать (как сова) и энергично раскачиваться (как дерево в бурю). Когда он полностью перевоплотился в игровой образ, его отправили за дверь в темный коридорчик перед залом, где он должен был ждать музыкального сигнала, а дети в зале оживленно договаривались, как они его будут пугать, когда он войдет. Мальчик настолько был поглощен происходящим в зале, что не осознал того, что ему пришлось несколько минут стоять в полной темноте за дверью. В ходе дальнейшей работы Паша назначался на эту роль несколько раз и время его пребывания в темном коридорчике каждый раз увеличивалось.
Профилактика, психотерапия и психокоррекция неврозов
Профилактика психогенных заболеваний заключается в создании условий среды, снижающих возможность травматизации психики. Улучшение условий среды, трудовое воспитание, закаливание, надзор за здоровьем учащихся в учебно-воспитательных учреждениях, психологическое просвещение, вооружающее родителей пониманием особенностей психического развития детей, правильный режим, чередование учебной, нагрузки и отдыха, а также привитие инициативы и самостоятельности – все это мероприятия, препятствующие развитию психогенных заболеваний. В абсолютном большинстве случаев неврозы излечимы благодаря лечебно-психологическими и психолого-педагогическим мероприятиям и потенциальным возможностям детского организма.
Коррекция психогенного заболевание предусматривает, в первую очередь, устранение факторов, травмирующих больного. Такие больные обычно нуждаются с начала в лечении в специальном психоневрологическом учреждении, а затем в длительной психологической реабилитации.
Лечение неврозов представляет значительные трудности, так как наряду с психической травматизацией (иногда не совсем выраженной), которую необходимо выявить, наблюдается соматическое истощение, при котором показано общеукрепляющее лечение. Профилактика неврозов заключается в специальной тренинговой работе.
С физиологической точки зрения процесс обучения и воспитания является прежде всего процессом образования условных связей, стереотипов и навыков. Он обеспечивает тренировку нервных процессов. Необходимо формирование целенаправленной активности, выдержки и самообладания, обеспечивающих устойчивость и сопротивляемость организма воздействию психогенных факторов.
Сочетание занятий по общеобразовательным предметам с производственным обучением, воспитание трудолюбия, чувства долга, борьба с тепличной обстановкой, эгоизмом, тенденцией к превосходству над другими являются факторами, тонизирующими кору больших полушарий головного мозга, препятствующими развитию неврозов. Чрезмерное внимание, постоянная тревога о ребенке, выполнение всех его желаний и капризных побуждений лишают ребенка самостоятельности, снижают выдержку и культивируют в нем черты эгоцентризма. Вредно, разумеется, и недооценивать интересы ребенка, имеющего свой собственный внутренний мир, игнорирование которого может привести к ощущению заброшенности, одиночества. Уделяя ребенку внимание, родители, воспитатели не должны идти на поводу всех его желаний.
При лечении неврозов необходимо выяснить их причину и попытаться ее устранить. Давая заболевшему рекомендации, не следует фиксировать его внимание на наблюдающихся у него психопатологических проявлениях. Применяются методы психотерапии, направленные на восстановление силы корковых процессов, выработку новых и торможение старых связей, устранение очага инертного застойного возбуждения и др. Большое значение в лечении имеют покой, длительный сон, пребывание в психоневрологическом стационаре, школе санаторного типа или санатории. Подход к больным неврозом должен быть строго индивидуальным. Если, например, при неврастении основными в лечении являются отдых, покой, то при некоторых других формах невроза он применяется как вспомогательный метод лечения и в ряде случаев становится даже нежелательным, тогда детей, подростков включают в активную групповую деятельность.
При моносимптоматическом неврозе прежде всего выясняется была ли причина болезни.
Поскольку мононевроз довольно часто возникает в результате нарушения педагогического такта или неправильного воспитания, то одними из эффективных методов его лечения являются педагогическое вмешательство, психотерапия, рациональная беседа, направленные на перевоспитание личности.
Ребенок, подросток погружен в свой внутренний мир, со своими проблемами, имеющими для него важное значение, он нуждается во внимании окружающих его взрослых, разъяснении интересующих вопросов, удовлетворении его потребностей. Все это необходимо дать ребенку, но не тогда, когда он добивается своей цели обманом, криком, судорогами, рвотой и другими подобными реакциями. Эти реакции следует игнорировать, чтобы отучить от них ребенка. При анорексии, например, ребенка кормят насильно. Между тем голод является лучшим физиологическим стимулятором аппетита. При отказе от приема пищи, если он не обусловлен соматическим заболеванием, следует, не фиксируя внимания убрать пищу.
При нервном кашле, афонии, крике, падении на пол, как протесте против режима, ребенка лучше оставить в покое, пока у него не прекратятся эти истерические стигмы. Вне этих реакций ребенок, конечно, нуждается во внимании окружающих. В зависимости от лечения мононевроза лечебно-педагогическое вмешательство имеет свои особенности.
При психогенном заикании (логоневрозе) необходимо комплексное лечебно-коррекционое воздействие. Оно должно воздействовать не только на речевую функцию, но и на личность в целом. Ребенок с остро возникшим заиканием нуждается сначала в полном речевом покое, молчании. Лечение должно быть направлено на восстановление нормального течения корковых процессов путем увеличения продолжительности сна.
Логопедическая коррекция проводится на игровом или учебном материале, направлена на выработку плавной речи, устранение судорожной готовности, нормализацию условных речевых связей. Эти занятия обоюдного терпения – как от ученика, так и от психолога, дефектолога, учителя.
Коррекция неврастении должна быть этиологической. В первую очередь устраняют неблагоприятную ситуацию, травмирующую психику, в том числе уменьшают или полностью исключают учебную нагрузку, проводят мероприятия, направленные на повышение соматического тонуса. Наряду с уменьшением нагрузки и введением щадящего режима применяют средства, усиливающие процесс торможения в коре больших полушарий. В случае, когда нет возможности устранить неблагоприятную ситуацию и течение болезни принимает затяжной характер, необходимо длительное общеукрепляющее лечение и переориентацию. Последнее заключается в привитии ребенку, подростку, взрослому навыков и умений приспособления к сложившейся действительности, преодоления данной неприятной ситуации. При этом следует учитывать как тяжесть ситуации, так и возможность ее устранения, возраст, умственное развитие.
Лечебно-педагогическое и психологическое вмешательство при неврозе навязчивых состояний должно быть комплексным (общеукрепляющая терапия, рациональная психотерапия, направленная на подавление навязчивости). Если при неврастении рекомендуется санаторный режим, то при неврозе навязчивых состояний он может оказать отрицательное воздействие. Психологу и педагогу-воспитателю нужно учитывать, что освобождение ребенка с навязчивым состоянием от занятий, уменьшение учебной нагрузки, перевод на постельный режим лишь усилят у него навязчивость. Отдых, сочетаясь с бездельем, приводит к увеличению очага возбуждения, фиксации ипохондрических тенденций. Такие больные лучше себя чувствуют при достаточной рабочей нагрузке.
Уменьшение навязчивого состояния можно достичь путем вовлечения ребенка в интересную учебную, игровую и трудовую деятельность, создающую новые очаги возбуждения в коре большого мозга. При неврозе тревожного ожидания и страха применяются методы поведенческой терапии, витаминизация.
Большое значение имеет рациональная психотерапия в виде разъяснения больному необоснованности страхов, убеждения егов том, что их причина устранена, а настоящее чувство тревоги обусловлено самовнушением. Для преодоления чувств тревоги и навязчивости можно использовать тренировки, постепенно расширяя поставленные задания. Все рекомендации должны быть строго индивидуальными.