Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические, или биологические) и высшие - материальные и духовные (познавательные, эстетические, потребности в общении, труде).
Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей:
- генетическое (потребности природные, природно-приобретенные, социогенные);
- по сферам жизнедеятельности общества (потребности материальные, духовные, социальные, политические);
- по объекту удовлетворения (потребности институциональные, личностные);
- по субъекту удовлетворения (потребности общечеловеческие, групповые, индивидуальные);
- по сферам жизнедеятельности личности (потребности физиологические, интеллектуальные, психологические);
- по циклам (потребности суточные, годовые).
Среди потребностей индивида проф. Бестужев-Лада выделяет следующие:
1) самосохранения (питание, одежда, жилище, здоровье, секс);
2) самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе привычного образа жизни);
3) самоутверждения (коммуникация, социальные гарантии, статус, обеспечение, эффективность социальных институтов, дружба, любовь);
4) саморазвития (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);
5) самовыражения (творчество, активность, деятельность).
Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:
- биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);
- личностные (обеспечивают правильное развитие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни;
- индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).
Выраженность тех или иных потребностей личности позволяет говорить об ее потребностном профиле.
Иерархия потребностей
Потребности человека развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.
Существует иерархия различных потребностей: от самых примитивных - до самых утонченных. Это показал Маслоу в своей иерархической теории потребностей. Причем высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.
Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любви, принадлежности к группе), в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.
Рассмотрим некоторые из этих потребностей:
1) Стремление избежать боли.
Это одна из важнейших естественных (физиологических) потребностей человека.
Боль выполняет функцию сигнала (сообщает о повреждении или угрозе повреждения ткани). Однако мозг способен блокировать сигнал, идущий от поврежденной зоны. Это бывает в случаях: а) когда человек всецело сосредоточен на каком-то деле; б) при сильном стрессе; в) иногда после приема плацебо; г) в состоянии гипноза.
Боль так же является и стимулом поведения человека, создавая мотивационное состояние. Реакция на боль появилась в процессе эволюции относительно поздно и свойственна, в основном, млекопитающим. Интенсивность этой реакции в большей ступени зависит от болевых ощущений, пережитых данным индивидуумом в прошлом, и от сформированности реакции избавления от болевых раздражителей.
2) Потребность в уважении, самоуважении.
Эта потребность может выражаться по-разному (желание занять достойное место среди других, желание признания окружающих, желание быть независимым и пр.), поскольку связана с событиями, пережитыми в молодости.
В зависимости от того, как относились родители к проявлению самостоятельности у ребенка (поощряли или мешали), человек, став взрослым, либо достаточно уверен в себе, либо сильно зависит от мнения окружающих.
3) Потребность в самореализации.
По мнению Маслоу, врожденное стремление к развитию присуще каждому человеку, который старается применить свои потенциальные возможности. Эта основополагающая мотивация может проявиться у тех, кто уже достиг определенного уровня самоуважения.
Действительно, если удовлетворены физиологические потребности (есть, пить, спать, и т.п.), потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.), потребность в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежность к группе, в которой с тобой считаются и т.п.), то в поведении человека могут возникнуть новые черты, невозможные прежде.
Тогда все больше человек начинает прислушиваться к собственным чувствам - вместо того, чтобы систематически подчиняться мнению большинства. У него может возникнуть сильное желание отказаться от рутины. Он будет принимать на себя все большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию, чтобы спасти свое лицо». Все это способствует развитию самоуважения, превращению в творческую личность, способную заботиться о других. Так достигается стадия самореализации.
Однако, можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.
4) Потребность смысла жизни (высшее проявление когнитивных потребностей человека).
Понимание смысла своей жизни - необходимое условие концентрации всех способностей человека, максимального их использования. Если не видишь смысла в своих действиях, то быстро утомляешься, рождается равнодушие, чаще совершаешь ошибки и начинаешь испытывать неудовлетворенность судьбой.
Потребность смысла жизни не всегда бывает отчетливо осознанной, в этом она не отличается от других высших потребностей.
Факторы, влияющие на проявление потребности смысла жизни:
1) интропсихизация личности (Мазуркевич) - внешние раздражители перестают непосредственно вызывать реакции человека. При этом усложняется механизм опосредованных процессов (мышления, воображения и др.);
2) интроспективность личности - у нее появляется новый объект наблюдения (она сама, ее собственный субъективный мир). Это способность к самоанализу и рефлексии;
3) экспансивность, связанная с познавательной потребностью;
4) оценка, связанная с познанием. Это оценка того, что познается, в зависимости от его смысла.
1) и 2) создают условия для возникновения потребности в поиске смысла жизни, 3) и 4) непосредственно создают эту потребность.
Фазы развития способов удовлетворения потребности смысла жизни:
- идентификация с авторитетом, поиск в своем окружении готовых образцов и подражание этим образцам;
- познание самого себя, сравнение идеала с самим собой, туманные концепции о смысле жизни, скроенные по «космическим» масштабам;
- постановка конкретного вопроса: «В чем смысл жизни?» Реальный анализ действительности.
Концепцию жизни и собственной роли в мире, которую человек создает себе под влиянием этой потребности, иногда называют философией жизни.
Концепция смысла жизни должна быть приспособлена к возможностям человека и быть не слишком конкретной, чтобы ее можно было реализовать разными способами. Впрочем, слишком общая формулировка тоже опасна: например, «стать кем-то», «стать хорошим человеком» без уточнения, что под этим понимается.
Человечество решает эти проблемы с самого начала своего существования, что нашло отражение в мировых религиях (включающих не только мистическое чувство и жизненные нормативы, но и мировоззренческий компонент) и в философских концепциях.
В психотерапии в настоящее время активно разрабатывается такое ее направление, как логотерапия. Лидер этого направления В. Франкл утверждает, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.
Индивидуализация способов удовлетворения потребностей.
Люди, удовлетворяя свои потребности в разных условиях и при разном личном опыте, учатся конкретным видам их удовлетворения. Так, капризы и даже отказ ребенка от пищи могут стать одним из способов удовлетворения потребности во внимании.
Способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностями. Например, собирание книг как способ удовлетворения познавательной потребности может само стать потребностью, перейдя в библиофилию. Аналогичным образом в процессе индивидуализации на основе удовлетворения общих потребностей создаются новые потребности - индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.
Факторы, определяющие ход индивидуализации потребностей.
1) Конкретизация способов удовлетворения потребностей. В ходе повседневной практики закрепляется один или несколько способов удовлетворения определенной потребности.
2) Ментализация основывается на способности отражать в сознании содержание потребностей или отдельных ее аспектов. Человек может сознательно искать и оценивать различные спсобы удовлетворения потребности, сознательно формулировать мотив своего поведения.
3) Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет жизнь личности.
Конкретизация, ментализация, социализация способов удовлетворения потребностей определяют то, что называют индивидуальным стилем жизни.