Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых – развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.
Приведем некоторые игры из данного комплекса, адаптированные к работе с детьми ОНР второго уровня с учетом полученных в ходе исследования результатов.
Игра 1. «Найди отличия»
ЦЕЛИ
• автоматизировать звук [л] в словах;
• развивать зрительное восприятие, зрительную память;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата – фишки для самооценки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка:
1. Посмотри очень внимательно на картинку – 30–50 с.
2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей. Чего на ней не хватает?
3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.
4. Нарисовал? А вот правильный ответ – на этих карточках нарисованы недостающие предметы. Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.
5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлично красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно – синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех – не очень хорошо.
6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].
7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.
8. Определи место звука в слове – начало, середина или конец.
Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.
Игра 2. «Непослушный щенок»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие звуки в словах;
• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить ориентироваться на листе бумаги;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки;
• обучать составлению рассказа.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Внимательно посмотри на картинку – 10–20 с. Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.
2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.
3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола.
4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной – это ошибка.
5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная – отлично, ни одной ошибки нет; если 1–2 ошибки – хорошо – синяя фишка; если половина ошибок или больше – можно не оценивать.
6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки.
7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится – в начале слова, в середине или в конце.
8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок».
Игра 3.
«Тактильные ощущения»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие и свистящие звуки;
• развивать зрительное восприятие и зрительную память;
• учить запоминать при помощи «тактильных» представлений;
• развивать мелкую моторику;
• формировать навыки самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Посмотри на картинку. Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку.
2. Вот другая картинка. Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов.
3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их.
4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами.
5. Если клетка осталась незаполненной – это ошибка. Если предмет назван неправильно – это тоже ошибка.
6. Назови нарисованные предметы правильно.
7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово.
8. Составь рассказ-описание ванной комнаты.
Игра 4. «Фотография»
ЦЕЛИ
• автоматизировать шипящие звуки в речи;
• развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;
• развивать мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги.
Инструкция для ребенка
1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе.
2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их».
3. Твои возможные ответы:
– «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек;
– возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;
– сразу появляется ответ – число палочек.
4. Если не получилось – не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ.
5. Как ты оценишь свою работу? Почему?
Игра 5. «Хорошее настроение»
ЦЕЛИ
• обучать умению составлять рассказ;
• совершенствовать звукопроизношение;
• обогащать словарный запас;
• развивать память и воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ
Полоска бумаги, разделенная на девять клеточек; девять значков-символов (круг, квадрат, звезда, нотка, змейка, молния, снежинка, капля и т.д.) на карточках.
Инструкция для ребенка
Перед тобой девять значков. Ты уже знаешь, что при «оживлении» значки могут превращаться в яркие картинки. Они могут быть твоими воспоминаниями, приятными или не очень, веселыми или грустными.
Картинок может быть много на один значок, потому что в нашей памяти отложилось очень много всего.
Разложи в клеточках значки в таком порядке: от самого неприятного до самого приятного. И плохое настроение сразу улетучится, а останется только хорошее.
Игра может использоваться в конце занятия как психогимнастика.
Приведенная методика развития зрительной памяти, адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.
Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР мы разработали специальные логопедические занятия на основе разработок Л.М. Житниковой [13] и Т.П. Зинченко [14]. Предложенная нами структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии.
Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий на примере конкретного занятия.
Тема: «Почитаем, поиграем»
Цели:
· Активизация активной и пассивной памяти, совершенствование поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.
· Расширение объема словаря через развитие ассоциативного и логического мышления.
· Развитие речевой активности детей.
· Воспитание интереса к наблюдению за словом.
Оборудование: Макет книги, книжки – малышки, свиток, карандаши, мел.
Словарь: книга, буриме, рифма, свиток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2–3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», – придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога.
После приветствия можно предложить детям отгадать загадки:
1. «Неживой живого учит» (Это – книга)
2. «Эта слоеная лепешка и глупым даст ума немножко» (Это – книга)
3. «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (Это – книга)
II. Введение в тему
– Книги появились давно. Их писали на бересте. Береста – это кора деревьев. Скручивали ее в форме трубочки – свитка. Слово «книга» в переводе и есть свиток (показывается свиток). А сейчас книги бумажные. Вы любите рассматривать книги? А слушать, когда читают родители? Сегодня мы встретимся с новой книгой (вносится большой макет книги).
– Эта книга бумажная, самая обыкновенная. А из нее сказки бегут, загадки… В ней много всего прячется. Посмотрим!