И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию, истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения.
К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики.И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений.В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.
По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных состояниях у умственно отсталых лиц "под влиянием внешних ситуационных факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в аффективности, нарушаются привычные формы поведения". Атипичность реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени каких-либо изменений.
Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с умственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивно возникающие "парааутистические" состояния. Эти расстройства возникали у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация в условиях привычного содержания и обучения.
Многие умственно отсталые дети (43%) с трудом переносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится к девочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводят часть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний (Блюменфельд С. с сотр., 1971).
У умственно отсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость их симптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить, что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельный вес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствует катамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики, ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.
6. Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости.
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственно отсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов. Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда уже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии.
У другой части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.
Для третьей части характерны поведенческие расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.
Реактивные состояния у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости.
У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель.
Реактивные состояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.
Ее особенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усиление присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере — аффективные расстройства (тревога, возбуждение).