Смекни!
smekni.com

Нервные дети (стр. 2 из 4)

Предостерегаем родителей и воспитателей от необдуманных замечаний и реплик, указывающих на то, что ребенок излишне упитан, полноват и т.п. Взрослый человек, услышав в свой адрес такую реплику, возможно, погорюет – и не больше. Ведь у взрослого уже прочно сформированы механизмы противостояния, он вдобавок наделен способностью рассуждать. Дети же в своих действиях чаще всего исходят из той или иной эмоции, порыва, желания. Их труднее остановить, заставить критически оценить сложившуюся ситуацию, поскольку сфера мышления у ребенка только еще начинает развиваться.

Если нервная анорексия – заболевание довольно редкое, то элементарное снижение аппетита встречается у 15–20% учащихся начальных классов. Причину надо искать в отступлениях от правильного режима, рационального чередования занятий и отдыха, в недостаточном пребывании ребенка на свежем воздухе.

Прием пищи – жизненно важная процедура, но ни в коем случае не должно быть назойливого навязывания ее ребенку. Впрочем, есть и другая крайность – полное пренебрежение к пище в семьях, живущих напряженной духовной жизнью, где не едят, а «заправляются», «перекусывают» на ходу или не отрываясь от интересной статьи в научном журнале. Эта ситуация также чревата потерей аппетита у детей.

Реактивные состояния в детском возрасте могут наблюдаться вследствие трудностей адаптации к режиму школы, несправедливости учителя (мнимой или действительной), ссоры с товарищами. Развитие реактивного состояния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжело протекавшую инфекцию или травму головы и вернувшихся в школу с еще не вполне восстановленным здоровьем. В поведении ребенка на первый план выступают крайне болезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость, склонность к слезам. Дети отдаляются от общества сверстников, стремятся к уединению, тишине, покою. Если ребенок встречает непонимание со стороны взрослых, и особенно учителя, это еще больше углубляет конфликт. В таких случаях ребенок может даже совершить побег из школы, спрятаться где-нибудь на чердаке или в подъезде. Обычно наряду с патологическим влечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.

Нервные тики проявляются в моргании, покашливании, подергивании головой, плечами, рукой. Иногда тики «вырастают» из привычки, носящей защитный характер. Ребенок моргает при попадании в глаз соринки или при неудобной, стягивающей лоб над бровями шапке; он неловко поводит шеей, стиснутой тесным воротником; постоянно откидывает голову назад, ибо в глаза падают волосы неухоженной прически. Если же нервная система ребенка по тем или иным причинам ослаблена, привычные вынужденные движения могут перерасти в нервный тик. Развитию нервных тиков может способствовать ограничение подвижных детей в их естественной двигательной активности. Разумеется, нужно стремиться приучить ребенка в определенные моменты вести себя спокойно и даже смирно. Но вместе с тем нельзя ежеминутно одергивать его окриками: «Не бегай, упадешь!», «Слезь с качелей!», «Не вертись!», «Не двигай стулья!»

Заикание – одна из разновидностей невротических нарушений у детей. Степень выраженности во многом зависит от ситуации речевого общения: чем она сложнее и ответственнее, тем труднее ребенку вступать в контакт. Имеют значение и характерологические черты: неуверенность в себе, впечатлительность, мнительность, робость, чрезмерная ранимость. Эти качества являются как бы фоном, на котором развивается невроз. Основная же вина за возникновение у ребенка трудностей речевого контакта лежит на родителях: не задумываясь о последствиях, они закладывают в его сознание мысль о существовании ситуаций, якобы несущих угрозу здоровью и жизни. Например, «угрожающими» объектами становятся некоторые животные, особенно собаки, явления природы.

У ребенка со здоровой психикой к вечеру развивается естественное утомление, появляется желание спать. Уложенный в постель, он мгновенно погружается в сон. Совсем иное дело ребенок-невротик. Несмотря на все усилия, он не может заснуть, ворочается с боку на бок, ищет любой повод привлечь к себе внимание взрослых, просит их посидеть рядом с ним и т.п. Это беспокойство объясняется перенасыщенностью впечатлениями дня, которые обусловливают развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения.

В нарушении «процесса» засыпания иногда виновны и сами родители, читающие ребенку перед сном рассказы, которые могут вызвать повышенную эмоциональную реакцию, разрешающие смотреть вечерние телепередачи, предназначенные для взрослых, или участвовать в шумных играх.

Бывает и другого рода расстройство – неглубокий, поверхностный сон. Ребенок спит тревожно, вскрикивает во сне, просыпается, просит подойти к нему, «взять на ручки». Причина возникновения таких состояний – переживаемые детьми страхи, связанные с ночными сновидениями. Ребенок смотрит куда-то в темноту, как бы видя то, что вызвало у него страх, дрожит, произносит отдельные бессвязные слова («боюсь», «не уходи от меня»). В случаях наиболее сильных потрясений, вызванных пережитым страхом, может возникнуть нарушение речи в виде заикания.

Причинами, предрасполагающими к нарушениям речи у ребенка, могут быть и частые ссоры взрослых в присутствии малыша, пьянство родителей, напряженная обстановка в семье. Любой скандал в семье, сопровождаемый криками, руганью, рукоприкладством, может явиться роковым для ребенка, вызвав «срыв» в нервной системе (например, заикание).

О предотвращении этого речевого дефекта надо начинать заботиться, когда младенец еще не появился на свет. Задолго до родов мать должна неукоснительно следовать советам врача женской консультации, ибо на ее «попечении» теперь еще одна жизнь.

Следующая ступень – забота о правильном развитии малыша в период становления у него фразовой речи (3–4 года). Для предупреждения заикания важно не пропустить самые первые проявления детской нервности (возбудимость, капризность, раздражительность, расстройства сна). Общеукрепляющее и успокаивающее лечение способствует быстрой нормализации состояния.

Главная роль в достижении стойкого равновесия нервной системы ребенка принадлежит семье и той атмосфере, которая в ней сложилась. Ровные отношения между родителями, режим сна и питания, обязательные ежедневные прогулки, упорное приучение малыша к правильному общению со сверстниками и взрослыми – все это не только обеспечивает его полноценное физическое и интеллектуальное развитие, но и укрепляет психику, закладывает основы формирования характера, определенных личностных свойств и в конечном счете исключает предпосылки для возникновения заикания.

Психическое становление маленького человека должно происходить постепенно, искусственное форсирование чревато осложнениями. В трудоемком деле воспитания неуместен элемент соревновательности. Ребенка не следует перегружать частыми походами в цирк, зоопарк, а также многочасовым сидением у телевизора.

В случаях задержки психического и речевого развития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания нужно обратиться к специалистам. Врачебную помощь таким детям могут оказать психоневролог, логопед, невропатолог.

Совершенно недопустимы устрашающие методы воспитания, угрозы, различные психотравмирующие наказания, пугающие шутки. Ни в коем случае нельзя сеять в детской душе зерна страха.

В детском возрасте могут отмечаться также различные проявления упрямства, которое объясняется прежде всего стремлением ребенка к самостоятельности и проявляется рано – примерно в двухлетнем возрасте, когда он уже хорошо ходит, бегает, говорит, обретает способность активного овладения окружающим миром. Наступила пора, когда он хочет все делать без посторонней помощи. Все настойчивее и чаще звучит фраза: «Я сам».

Мера этой самостоятельности должна регулироваться возрастом ребенка, а также приобретаемыми им в ходе роста и развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с внешним миром. Но бывает так, что степень предоставления самостоятельности определяется не этими факторами, а зависит в основном от особенностей личности родителей, их отношения к ребенку. В одних семьях первоклассник ходит за продуктами в магазин, сам относит обувь в починку, белье в прачечную, провожает младшего братишку или сестренку в детский сад, ездит через весь город на занятия в какую-нибудь секцию или кружок. В других семьях для того же первоклассника установлены суровые правила: он никуда не отлучается из дома без сопровождения взрослых, отчитывается во всех, даже самых мелких делах, в школу ходит с мамой, папой или бабушкой. Он строго подотчетен при выборе друзей, его не отпускают в школьные походы, поездки со сверстниками, тщательно охраняя его безопасность.

Против таких методов воспитания ребенок протестует. И его можно понять. Он нуждается в предоставлении ему определенной свободы в собственных действиях и поступках, ему (и это совершенно естественно) претит постоянная мелочная опека, сковывающая все его порывы и желания, превращающая его в пассивное существо и в итоге лишающая его индивидуальности. Отсюда и проистекают упрямство и непокорность ребенка. Как уже говорилось, упрямство встречается у совсем маленьких детей. Это их первые попытки продемонстрировать свою волю. Развитие у малыша множества новых навыков вызывает у него гордость собой и даже некоторое завышенное представление о своих возможностях. Ему кажется, что он теперь может буквально все.

Стремление убедить окружающих в этих возможностях часто выражается в неподчинении взрослым, игнорировании их указаний, своенравии, непослушании, иногда в агрессивных выходках. Дело здесь не просто в совпадении или несовпадении желаний ребенка и взрослого. Дети отказываются от очень желаемого, если его выполнение связано с просьбой, исходящей от взрослых. Непослушание и упрямство объясняются влиянием в общем-то несложных психологических механизмов. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Упрямство – это защита от влияния взрослых, своеобразный способ самоутверждения. Если оно встречает резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают выраженные реакции протеста, которые при условии давления на ребенка могут превратиться в открытый бунт. Такая ситуация может потребовать специального педагогического или даже медицинского вмешательства.