Мы используем все три репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе, и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления.
Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой.
Наше поведение возникает из смеси внутренних и внешних сенсорных переживаний. В любой момент времени наше внимание сосредотачивается на различных частях нашего опыта. Например, сейчас вы фиксируете свое внимание на странице данного текста и, вероятно, не осознаете, что ваш левый ботинок немного жмет… до тех пор, пока я не упомянула об этом. Во время набора этого текста, я большей частью осознаю свой внутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма неутешительную) скорость печатания на компьютере. Глядя на клавиши, я ощущаю их под пальцами, так что мои визуальный и кинестетический каналы используются внешним образом. Это изменится, если я остановлюсь, чтобы визуализировать сцену, которую нужно описать.
Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в развитом кинестетическом осознании, музыканты – в хорошем слухе, трудно стать архитектором, не имея способности создавать ясные сконструированные образы. Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системе к другой.
1.2.2.Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление информации в сознании) и референтную (оценка информации). Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Чтобы репрезентировать информацию, ее сначала нужно получить. Каждый человек имеет предпочитаемые им средства введения информации. Совершенная память содержала бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального переживания, но, чтобы восстановить его, мы обращаемся только к одной части набора.
Это, так называемая, ведущая система: внутренний канал, используемый в качестве ключа доступа к памяти. Ее также называют системой ввода, т.к. она поставляет нужную информацию для дальнейшего ее обдумывания, которое осуществляется уже с помощью первичной (предпочитаемой) системы.
Обычно человек использует все каналы восприятия, хотя в зависимости от ситуации обращает внимание на один канал больше, чем на другой. Например, в художественной галерее мы будем находиться в визуальном мире, на концерте же – в аудиальном. Но что самое удивительное: когда мы думаем, то в независимости от предмета размышления, мы всегда придерживаемся какой-либо одной системы. Обычно это предпочтение проявляется в возрасте 10–12 лет.
Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго рассуждать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек имеет тенденцию придерживаться одного канала восприятия, то в НЛП этот канал называется его предпочитаемойсистемой. Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые люди по природе оказываются более талантливыми, чем остальные в использовании определенного канала восприятия. В тех случаях, когда определенные органы утрачивают свои функции, то их компенсируют другие. Такого рода феномены общеизвестны. Например, слепые – «видят пальцами», а глухие – «слышат глазами» и т.д.
Референтная система отвечает за оценку информации, производя сверку полученного результата с искомым. С помощью этой системы осуществляется вывод результата, полученного после обработки. Она является дополнительной характеристикой мышления, и в некоторых источниках ее объединяют с первичной системой.
1.3Синестезия, перевод.
Богатство и размах мыслей зависит от способности устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому. Так, например, если у меня ведущая система является аудиальной, а первичная система – визуальной, то я буду вспоминать другого человека сначала по звуку его голоса, а затем думать о нем в картинках.
Итак, мы получаем информацию, но репрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать в воображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Одновременная и неосознаваемая связь между ведущим и первичным каналами восприятия называется синестезией. Некоторые из синестезий оказываются глубоко укоренившимися и широко распространенными. Например, цвета часто связаны с настроением: красный – с гневом, голубой – со спокойствием. Мы также говорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветах и т.д.
Иногда синестезию устанавливают намеренно. Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Тогда в разговоре с ним нужно сначала попросить его вернуться к чувственному или же аудиальному переживанию того события, и тем самым облегчить ему визуализацию. Подобная техника может восстановить воспоминания целиком: в картинках, звуках и ощущениях.
Как перевод с одного языка на другой сохраняет смысл, но полностью изменяет форму, точно так же переживание можно перевести с одного канала на другой. Например, вид неубранной комнаты заставляет вас испытывать неприятные ощущения. Однако та же самая комната может нисколько не затронуть вашего друга, и он окажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены. Дело в том, что он не способен войти в мир ваших переживаний. Он смог бы понять ваши чувства, если б вы объяснили ему, что это примерно так же, как если бы он надел колючий шерстяной свитер на голое тело. Переходя на язык звуков, можно использовать сравнение с дискомфортом от прослушивания ненастроенного музыкального инструмента. Эта аналогия заденет чувствительную струнку любого музыканта, т.е. вы начнете говорить на языке собеседника.
1.4.Диагностика репрезентативных систем.
1.4.1. Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.
Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономерность. Они взяли красные, желтые и зеленые карточки и обошли всех людей из группы, спрашивая у них о том, с какой целью они сюда пришли. Те люди, которые использовали слова и выражения, описывающие в основном ощущения, получили зеленые карточки. Те, кто выражался фразами, описывающими звуки, получил желтые карточки. Те же представители группы, которые использовали слова и выражения, имеющие отношение к визуализации, получили красные карточки. Затем следовало очень простое упражнение: люди с совпадающим цветом карточек должны были сесть и поговорить друг с другом в течение нескольких минут. Затем они пересаживались и разговаривали с обладателем карточки другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт или ту атмосферу доверия, конфиденциальности, участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно, значительно лучше. Действительно, это наводит на определенные мысли.
1.4.2.Предикаты.
Таким образом, выбор слов показывает, какая репрезентативная система используется в данный момент. Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу. Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ основную идею, и что она написана с БЛЕСКОМ. Другому может не понравиться ТОН книги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически не мог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом. Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевые моменты, и он легко УХВАТИЛ все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношению к автору.
Они все читали одну и ту же книгу. Легко заметить, что каждый выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит картинками, второй – звуками, третий – ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова (прилагательные, наречия и глаголы) называются в НЛП ПРЕДИКАТАМИ. Частое использование одного вида предикатов будет указывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека.