СУВАГ – лингва для работы в классе – аппарат, который помогает в обучении иностранным языкам групп из 1030 учеников. И этот аппарат может передавать частоты линейно (0,520000Гц), у него низкопропускной фильтр 320 Гц, высокопропускной – 3200 Гц, средние частоты с усилением на 500 Гц и на 4000 Гц. СУВАГ – лингва модифицирует предварительно записанные уроки иностранного языка, которые предъявляются классу через высококачественные рупоры.
С низкопропускным фильтром ученики слышат ритм и интонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр добавляется для достижения большей напряжённости в произношении и восприятии. Когда учащиеся научатся имитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние частоты для развития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейное слушание готовит учащихся к каждодневным ситуациям.
Мини СУВАГ – слуховой аппарат – переносной «телесный» аппарат, который можно использовать как аппарат для индивидуальной слуховой терапии, если ребёнок живёт далеко от какоголибо Центра или школы. Частотные характеристики аппарата схожи с СУВАГом I (820000 Гц), может употребляться так, что акцентируются низкие частотные характеристики. К этому переносному слуховому аппарату можно подключить прибор (СУВАГ вибар) и наушники (КОСС К –6) или маленькие наушники слуховых аппаратов, одновременно. Особенно хорош аппарат для людей, которые не могут понимать речь через воздушную проводимость. Для таких пациентов вибратор может быть установлен на сустав руки, а слушание по воздушной проводимости проводится позднее.
2.Реабилитация детей со слуховыми нарушениями
2.1 Диагностико –терапевтическая программа
Когда ответ ребёнка на стандартной аудиометрии даёт основание предположить или подтверждает потерю слуха, ребёнка сразу включают в верботональную диагностикотерапевтическую программу. Цель этой программы – проверить способность ребёнка имитировать ритм и интонацию, его мышечную координацию и посмотреть реакцию на амплификацию. О результатах и их значении разговаривают с родителями, объясняя программу терапии. Ребёнок затем включается в терапию с группой детей, у которых схожие диагностические результаты.
2.2 Дошкольная программа
Группы из 610 детей со слуховыми нарушениями занимаются от 3 до 5 часов ежедневно. Обычно начинают эту программу с 3х лет и остаются в ней минимум 3 года. Процент интегрированных детей увеличивается, если терапию начинают ранее, или, если продолжают терапию ещё несколько лет после 1го класса.
Руководитель группы и индивидуальный терапевт несут ответственность за занятия ребёнка. Родители не обязательно должны стать специалистамивоспитателями. Им рекомендуется относиться к своим детям со слуховыми нарушениями так же, как и к нормально слышащим детям. Однако, если родители хотят активнее участвовать, не препятствуйте им. У такой дошкольной программы есть свои преимущества для работающих родителей: 1) дети заняты длительный период в течении каждого дня, и родителям не нужно беспокоиться о транспорте и присмотре за ребёнком, как в случае сеансов по 1 часу 3 раза в неделю; 2) затраты уменьшены, т.к. с детьми работают в группах, а не по отдельности, 3) родители могут использовать своё время дома для остальных родительских обязанностей.
2.3 Методика
У СУВАГ I аппарата для слуховых упражнений широкая частотная характеристика (0,520000Гц) или низкочастотная харктеристика (0,5 –300, 600, 1000, 2000 Гц) в зависимости от потребностей детей в группе.
Преподаватель держит микрофон вблизи губ, чтобы звуковой сигнал был как можно и без шума. Во время групповых сеансов дети, параллельно со слушанием, естественно помогают себе и зрительно, хотя не проводятся специальные упражнения для считывания с губ. В начале терапии маленькие дети сидят на вибраторной доске, к которой подключены вибраторы (СУВАГ вибар) из аппарата СУВАГ I. Во время этой фазы дети использууют верхнюю часть тела для «активности движением». После привыкания ребёнка к ситуации и ответа на разные активности, вибратор ставят на сустав руки так, что ребёнок может свободно двигаться. Если ребёнок реагирует на речь, которая передаётся воздушным путём, наряду с вибратором ему дают наушники КОСС К6 на оба уха.
Когда ребёнок в некоторой степени усвоил ритм и интонацию, терапевт пробует проверить слуховое поле и исправить его перцептивные ошибки на СУВАГе II. И, наконец, СУВАГ II используется в индивидуальной работе таким же образом, как и для взрослых с нарушением слуха.
Маленькие, полностью глухие дети используют Мини СУВАГ слуховой аппарат, когда находятся далеко от Центра. У этого индивидуального слухового аппарата схожая с СУВАГом I частотная характеристика, его можно использовать с вибратором и наушниками и маленькими наушниками слухового аппарата.
Для детей, у которых средние и большие потери слуха, рекомендуется коммерческий слуховой аппарат в ранних фазах терапии, если они могут слушать и реагировать на речь.
2.4 Терапевтические методы
Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получают речевые стимуляции.
Дети усваивают коммуникативный аспект речи с помощью ситуативных игр, которые вызывают у них спонтанные физические и эмоциональные реакции. Дети учатся играть друг с другом и в группе. Они настолько заинтересовываются данными занятиями, что даже и трёхлетние «работают» и по 3 часа с перерывами. Итак, детям интересно учиться говорить, т.к. появляется нечто, что они хотят высказать. Они этому учатся в игре «фонетические ритмы», которая включает движение и ритмы считалок.
Вестибулярный аппарат важен для развития ритма и интонации речи. Движения стимулируют этот орган пространственного восприятия. Они помогают ребёнку развить запоминание двигательной координации. Также улучшают мышечный статус: используя и контролируя мышечную напряжённость своег тела, ребёнок учится контролировать напряжённость речевой мускулатуры.
Напряжённость в движениях соответствует или напряжённости интонации, или относительной напряжённости фонем. Напр., когда интонация повышается в ходе игры, движения становятся напряжённее и противоположны состоянию расслабленности. Если интонация снижается, напряжённость в движениях уменьшается, и двигательная активность устремляется к состоянию покоя.
По мере развития естественной моторики ребёнок ощущает (СУВАГ вибар) и слышит (низкие частоты через СУВАГ II) связные речевые образцы. Чтобы облегчить ребёнку правильное восприятие, терапевт в начале использует звуки низкой и средней тональности в слогах.. Если в терапию слишком рано введём высокие звуки, ребёнок их будет неправильно воспринимать как звуки низких тональностей и получит неправильную информацию в двигательных активностях (ритмические стимуляции).
Здесь необходимо подчеркнуть, что терапевт контролирует стимуляцию речи в этих активностях и опосредованно исправдять речь ребёнка. Если у ребёнка неправильная интонация, терапевт может изменить напряжённость в двигательной активности, изменить длительность или заменить один звук другим, отличающимся по высоте или напряжённости. Если ребёнок не точно произносит звуки, терапевт меняет ритм и интонацию, длительность или напряжённость в движении. Всё это время ребёнок не осознаёт, что терапевт исправляет его речь. Он продолжает играть в различные “игры”.
Двигательные активности (ритмические стимуляции) применяются не только в игре, но и в придуманных ситуациях. Эти ситуации создаются для того, чтобы вызвать эмоциональные реакции (радость, печаль, удивление и т.д.) и соотвествующие физические реакции детей и преподавателя. В начале преподаватель использует словесный ответ. Ребёнок при этом учится связывать воспризводимые им ритм и интонацию, он чувствует, слушает с пониманием. Дети узнают, что одно и то же выражение (напр. “ох”) может варировать и иметь различное значение. Они учат, что интонация не только интересна, но и несёт информацию.
Когда ребёнок может произнести некоторые простые повторяющиеся слоги с правильной интонацией, вводится ритм считалки. В начале дети учат простые ритмы с низкими звуками, как напр. “а, бу, ба, бу, бу, бу”, а по мере прогрессирования учат более сложные ритмы и высокие слова, такие как “и шумят, шумят листья”. Дети запонимают двигательные образцы и радуются, воспроизводя ритмы, самостоятельно или в группе. Короткий период в течении дня выделен для слушания без аппарата. Групповой преподователь отводит каждого ребёнка на несколько минут в сторону, чтобы проверить его способность имитировать основные ритмы, когда он слушает без аппарата, на “голое ухо”, т.е. без амплификации, вибраций или считывания. Преподаватель это проделывает, говоря совсем близко к уху ребёнка, постепенно увеличивая расстояние. Это упражнение подготавливает ребёнка к использованию ритма и интонации ко времени получения слухового аппарата.