Но вместе с тем, люди разные, но принадлежащие одной микро- и макросреде, одной социальной группе (вплоть до самой большой) имеют немало сходных, общих психических свойств и черт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другой микро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические, политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые, национальные особенности людей, в совокупности своей составляющие общественную типологию.
Общественная психология, рассматриваемая как сложное социальное явление, охватывает области, «казалось бы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного сознания, неконцептуальный уровень последнего вообще, элементы концептуального отражения бытия, привычки, психологический аспект развития и функционирования форм сознания, особенности психики различных социальных общностей, характерную для определенных условий духовную архитектонику личности..., психические явления, возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей в некоторых ситуациях», - так писали в своей книге советские социальные ученые, работавшие в Прибалтике[4]. И предлагали для ее исследования системно-структурный подход как наиболее плодотворный для такого сложного образования.
Нечто подобное утверждал и И. Т. Левыкин, который писал, что «изучение социальной психологии как системы требует применения структурно-функционального анализа»[5].
Рассматривая психологию класса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющую свою структуру. Он предлагал многопрофильную модель психологии крестьянства, состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологических групп, психологии подгрупп и психологии личности. В те годы такой подход, несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и его слабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризации феномена.
При определении структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.
Любая структура как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что между целостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровня следует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур не равнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.
Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.
Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.
1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.
2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.
3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).
4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).
5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).
Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:
1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.
2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).
3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).
4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.
2.2. Общественная идеология
Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.
В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.
Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология рабочего класса – марксизм-ленинизм – носит научный характер. Научную идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.
Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется и в условиях социалистического и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновении имела материальную основу – положение пролетариата в капиталистической системе на том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного, коммунистического движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтому перед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.
Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.
Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии.
Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии.
Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии.
Если идеология родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им.
И наоборот, любая идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину – некоторую существенную тенденцию общественной психологии.
Истории известны случаи, когда идеология рождалась при отсутствии необходимых для условий, то есть без опоры на науку и общественные законы[6]. В этом случае она является не идеологией, в полном смысле этого слова, а утопией, или одной из религий, и не может служить в качестве продуктивной, материально содержательной и непосредственной цели деятельности людей.
Тем не менее, она может иметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в качестве отдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же может приковывать к себе умы, души и внимание огромного числа людей, и быть их своеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими каких-то конкретных, практических и созидательных целей.