Смекни!
smekni.com

Онтогенез личности (стр. 1 из 3)

На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Именно на этом пути можно достичь успеха, поскольку характер установок полностью определяется предшествующим онтогенезом личности, и ничем более. Установки к действию обладают особенностью - они принадлежат только социально-психическому миру. Они могут и не воплощаться в поступках. А вот порождаемые установками процессы принадлежат уже другим мирам - биотическому, химическому и физическому. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует.

Незачем приводить примеры совершенствования, развития установок к действию в ходе начальной социализации человека - существование этого факта не может вызывать сомнений. Но совершенно необходимо обратить внимание на неоднородность установок, возникающих у одного и того же человека при изменениях социальной обстановки: рожденные по одному и тому же поводу, почти в одно и то же время и в сходных условиях окружающей среды, но в разном социальном окружении, установки к действию существенно различаются между собой. Особенно наглядна неоднородность установок у подростков, поступки которых коренным образом меняются в зависимости от присутствия других людей.

Если в изучении онтогенеза личности ограничиваться представлением о личности как о неделимой целостности, непосредственно вырабатывающей установки к действию, то неоднородность рождающихся у подростка установок можно объяснить только возрастной неполноценностью его личности. Однако, влияние социального окружения на особенности установок к действию свойственно и взрослому, может быть в меньшей степени. Следовательно, взрослый человек тоже должен признавать неполноценность своей личности, хотя и меньшую.

Собственно, именно такое представление о личности существует в современном социознании. Личность, деятельная, сознательная, предсказуемая в своих созидательных поступках, противопоставляется индивиду - неполноценной личности, амбивалентной личности. Исходя из предыдущих рассуждений, большинство людей - индивиды.

Характеристика подавляющего большинства людей как недоличностей лишает понятие "личность" его наполнения, его денотата, а потеря денотата соответствует изменению концепта понятия, изменению его смысла. Измененный смысл понятия "личность" представляет собою отголосок архаичного деления общества на старейших и неполноценных, на посвященных и неполноценных, на прошедших инициацию и неполноценных. Для практического использования подобные дихотомии допустимы и оправданы. В рамках этой традиции можно снисходительно отнестись к делению политиком людей на личностей и неполноценных (например, на совершеннолетних, имеющих право голоса при выборах власти, и несовершеннолетних). Но научное исследование требует сохранения концепта понятия, как минимум, на протяжении самого исследования. Исходное для данной статьи предположение о существовании онтогенеза личности требует признания личности полноценно существующей и на том уровне социальности, когда онтогенез личности только-только начался.

Из сказанного должен быть сделан вывод, что эффект неоднородности установок к действию не может быть объяснен на основе концепции об атомарности личности, о ее неделимости. Непротиворечивое толкование неоднородности установок дает гипотеза о том, что личность рождает установку к действию принужденно, под воздействием находящихся в ней активных субъектов. Субъектами, вырабатывающими в личности установки к действию, являются некоторые социально-психические структуры, своею совокупностью образующие личность.

Такая трактовка дает возможность представить онтогенез личности как процесс изменения личности, протекающий в двух разных формах. С одной стороны, онтогенез личности идет через изменение количества социально-психических структур и связей между ними, а с другой стороны, он идет за счет совершенствования, усложнения каждой такой структуры в отдельности или за счет разрушения ее. Обе формы онтогенеза личности в своей созидательной фазе требуют онтосинтеза социально-психических структур. Онтосинтез одной структуры состоит в причинении ее зарождения, формирования и развития. Онтосинтез может происходить и целенаправленно, под контролем личности человека, и спонтанно, в силу случайных изменений социального окружения, и принудительно - через навязанное извне общение.

Сделанное гипотетическое предположение позволяет представить онтогенез личности состоящим из следующих характерных этапов.

1.Младенческий этап. Онтосинтез социально-психических структур (далее по тексту они будут называться ГРУНО) происходит принудительно. Личность на этом этапе образована одним груно.

2.Детский этап. Онтосинтез груно происходит также принудительно с небольшой добавкой спонтанности. Но число груно в личности уже отлично от единицы. У личности появляется собственная функция - удержание своей гармонии, то есть, взаимосвязи образующих личность груно.

3.Подростковый этап. Онтосинтез груно происходит, в основном, спонтанно, хотя значительна и принудительная составляющая. Делаются первые попытки целенаправленного онтосинтеза. Происходит и качественное усложнение отдельных груно, и образование новых груно. Число груно становится значительным. Функция поддержания гармонии во взаимоотношениях груно существенно усложняется. Разрушения гармонии часты. Восстановление гармонии происходит тяжело.

4.Молодежный этап. Онтосинтез груно идет, преимущественно, по пути качественного совершенствования всех груно и их взаимосвязей. Чаще целенаправленно, достаточно часто спонтанно, иногда принудительно. Императив гармонии личности становится определяющим. Он ведет к целенаправленному онтосинтезу груно, вынуждающих человека конфликтовать с социальным окружением. Это развитие чаще всего заканчивается кризисом и частичным разрушением структуры личности. За депрессивным состоянием обычно следует новая попытка создания и поддержания гармонии личности.

5.Взрослый этап. Онтосинтез идет только по пути качественного совершенствования части наличных груно. Чаще целенаправленно. Реже - принудительно. Совсем редко - спонтанно. Гармония личности устойчива, подвергается лишь легким коррекциям. Онтосинтез некоторых груно прекращен, и эти груно разрушаются.

6.Старческий этап. Онтосинтез груно практически прекращен. Идут лишь незначительные качественные изменения некоторых груно. Большая часть груно подвергается основательному разрушению. Структура личности либо разрушается, либо сохраняется в жесткой форме, несоотносимой с социальным окружением.

Онтогенез личности невозможен без филогенеза, в изоляции от общественных отношений. Без филогенеза он невозможен абсолютно, поскольку первые груно человека синтезируются социальным окружением принудительно, а спонтанный или целенаправленный онтосинтез груно идет лишь на основе уже существующей совокупности груно. Эта истина подтверждается жестокими "царскими экспериментами" правителей древности и средневековья, в которых изолированные группы младенцев безуспешно с нуля синтезировали свою социальность. Изоляция человека от общества на тех этапах, когда в личности уже есть достаточно сложная совокупность груно, онтогенеза не останавливает, но рождает расхождения между личностью и обществом, прекращая филогенез личности. Со временем это делает человека чужим для общества.

Филогенез личности опосредуется все тем же онтосинтезом груно. Но в личности есть груно, онтосинтез которых не имеет никакого отношения к филогенезу личности. Это те груно, которые синтезированы либо спонтанно, либо целенаправленно, но в обоих случаях без непосредственного общения человека с другими людьми в малых группах. Сказанное означает, что филогенез личности представляет собою часть ее онтогенеза.

Из всех форм общения между людьми наиболее значимо общение именно в малой группе. И не только потому, что малых групп очень много, и каждый человек принимает участие в жизнедеятельности нескольких малых групп. Главное - у всех участников одной малой группы в процессе внутригруппового общения активны похожие груно. Похожими груно стали в результате взаимной идентификации при достаточно длительном общении людей именно в этой малой группе. Вполне оправдано утверждение, что активные в данной малой группе груно разных людей идентичны. А с некоторыми допущениями правомерна и формула: в одной малой группе живет одно груно.

Повторяю, онтогенез личности человека не может начаться без онтосинтеза некоторых груно его личности в малых группах. Этот же онтосинтез первых груно представляет собою начало филогенеза личности. Со временем, онтосинтез груно в малых группах дополняется онтосинтезом, ведущимся человеком в одиночку, без малых групп. Груно, синтезированные в одиночку, у разных людей очень сильно различаются между собой. А вот те груно, что родились в малых группах, в большей или меньшей степени похожи друг на друга. Эта похожесть объясняется сложными взаимосвязями, существующими между малыми группами. Совокупности малых групп образуют собою коллективы, совокупности коллективов также образуют коллективы, но большего масштаба. А вместе они создают основу, на которой развиваются общественные отношения.

Разные груно личности, сформированные в разных малых группах, связаны между собою двояко - с одной стороны, они связаны внутриличностными отношениями в рамках гармонии личности, а с другой стороны, они связаны между собою через структуру общественных отношений. То есть, с одной стороны, они - результат и материал онтогенеза личности, а с другой стороны, они - результат и материал филогенеза этой же личности. Это обстоятельство накладывает ограничения на онтогенез личности: