Смекни!
smekni.com

Основные подходы к анализу и коррекции истероидов (стр. 2 из 2)

Отечественными и зарубежными авторами описаны множество моделей реабилитации созависимости. Мы остановились на гештальт – подходе, так как гештальт – терапия ставит своей целью расширение зоны осознавания человека, принятие ответственности за собственную жизнь, а не за жизнь окружающих, проведение границы между средой и внутренним миром – обособление, необходимое для осознавания своих ощущений, чувств и потребности. Также гештальт – терапия успешно применяется в групповой работе и при работе с детьми и подростками.

Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей проявления созависимого поведения старших подростков и методов его реабилитации, в частности гештальт - терапии.

Исследование реабилитации созависимости в подростковом возрасте методами гештальт – терапии включало констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1 г. Ставрополя.

Экспериментальная группа состояла из 26 человек (11 мальчиков, 15 девочек), контрольная - из 49 (20 мальчиков, 29 девочек) 13 – 15 лет. Был подобран диагностический инструментарий для изучения созависимости и ее характеристик - методики «Степень проявления созависимых моделей» Д. и Б. Уайнхолдов., «Способы преодоления негативных ситуаций» Гончаровой С. С., «Мотивация аффиляции» Мехрабиана А. в модификации Магомед – Эминова М. Ш., «Механизмы психологической защиты», «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина Е.П. и Ковалева П.А. опросник по изучению самоотношения Столина В.В., методика диагностики субъективного уровня одиночества Рассела Д., Фергюсона М. Для обработки результатов диагностики применялся пакет программ Statistica 6.0. Мы применяли корреляционный анализ, проверку достоверности различий показателей при помощи критериев Манна – Уитни и Вилкоксона. По итогам диагностики была составлена программа реабилитации созависимости. Структура программы включала три блока – вводный, основную часть и блок – завершение. Первый блок был направлен на освоение подростками основных правил, норм и принципов групповой психологической работы, на создание атмосферы доверия, заинтересованности в работе, на углубление знакомства друг с другом, второй блок - на осознание своей роли в группе, паттернов поведения, поддерживающих эту роль, потребностей, которые с ее помощью удовлетворяются, развитие доверия к самому себе. Третий блок – блок, направленный на конструктивное завершение работы в группе, подведение итогов, закрепление и интеграцию полученных умений. Для проверки эффективности разработанной программы проводилась процедура повторного диагностического обследования, которое выявило снижение показателей «Степень выраженности созависимых моделей», «Стремление к принятию», «Страх отвержения», «Поиск поддержки» «Поиск виновных», «Отрицание», и увеличение показателей «Открытость», «Самоуверенность», «Анализ проблемы». «Напористость».

Взаимосвязь личностных и речевых изменений в процессе восстановления нарушенного речевого общения (на примере семейной групповой логопсихотерапии)

В отечественной психологии категории «общение», «речь», «личность» рассматриваются во взаимодетерминации: на протяжении всей жизнедеятельности человека общение является одним из ведущих факторов развития личности; в свою очередь личность, являясь источником общения, вносит в него субъективные и объективные изменения, направляя и изменяя его, добиваясь запланированных результатов. Речь принято рассматривать как своеобразную речевую, речемыслительную или текстовую деятельность и в настоящее время идет активная разработка коммуникативного подхода к анализу речи, заложенного в работах Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева (И..А.Зачесова, Н.Д.Павлова, Т.Н.Ушакова и др.). Развитие речи (как и любой другой психической функции) всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им (Л.С.Выготский). Характер речевого поведения, форма и содержание речевой деятельности определяются личностными особенностями говорящего (Н.А.Алмаев, И.А.Зимняя, Н.А.Фомина).

Нарушение соотношения «личность-речь-общение» особо ярко проявляется при логоневрозах (в частности, таком нарушении речи, как заикание, которым страдает 2,5-3% населения). В рамках психологического аспекта изучения логоневроза (И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Т.А.Болдырева, Ж.М.Глозман, Б.З.Драпкин, Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова, Е.Ю.Рау, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.) показано, что он создает препятствия не только для свободного речеговорения, но ведет к невротическим расстройствам личности, нарушает ее деятельность на всех уровнях: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Сложность и многоаспектность проблемы взаимовлияния личности и речевого общения при логоневрозе обусловливает междисциплинарный статус ее исследования и вызывает необходимость системного подхода к анализу речевого общения в его взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения, вскрывая общие механизмы личностного развития (Б.С.Братусь).

Для изучения взаимосвязи речевых и личностных характеристик заикающихся мы провели формирующий психолого-педагогическй эксперимент в форме семейной групповой логопсихотерапии, основанной на системном подходе к восстановлению нарушенного речевого общения с учетом компенсаторных и гиперкомпенсаторных возможностей личности. Данная система выстроена на методике групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой, в основе которой метод эмоционально-стрессовой терапии К.М.Дубровского. В исследовании участвовали дети, подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), а также их родители и родственники, выпускники логопсихотерапевтических групп (всего 135 человек).

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь изменений личности и речевого общения и их взаимообусловленность и взаимовлияние в ходе социореабилитационного курса, что проявляется в следующих особенностях:

1. Соотношение речевых и личностных особенностей, связанных с речевым общением, у заикающихся не всегда коррелирует между собой: выявлены 3 основных группы заикающихся со сходным по признаку равнозначности соотношением речевых и личностных нарушений (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы по признаку неравнозначности соотношения речевых и личностных проблем - тяжесть личностных проблем, связанных с речевым общением, выше тяжести речевых проблем, либо тяжесть речевых проблем превышает личностные проблемы.

2. Речевые и личностные изменения, происходящие у заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведущими в восстановлении коммуникативно-речевой деятельности являются личностные изменения, связанные с речевым общением.

3. Соотношение личностных и речевых изменений заикающихся имеет свою специфику на каждом этапе социореабилитации: на I (пропедевтическом) ведущая роль принадлежит личностным изменениям, которые подготавливают психологическую почву для дальнейшего личностно-речевого развития; на II этапе (в ходе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии) мотивационно-личностный «взрыв» определяет «рождение новой речи»; на III и IV этапах социореабилитации «выравнивается» значимость личностных и речевых изменений, а затем личностные изменения становятся определяющими в дальнейшей самостоятельной работе над речью.

4. По соотношению динамики речевых и личностных изменений выделены 2 основных группы выпускников семейной логопсихотерапии - успешные и малоуспешные. Успешными являются выпускники не только с высокой личностно-речевой динамикой, у которых произошло восстановление коммуникативно-речевой деятельности, но и те, у которых высокая положительная динамика личностных изменений позволяет компенсировать имеющиеся из-за органических нарушений речевые затруднения. Малоуспешные - это выпускники с низкой динамикой как личностных, так и речевых изменений.

5. Условиями личностно-речевой динамики испытуемых является высокий уровень мотивационной включенности всех участников социореабилитации (заикающихся подростков и взрослых, их родителей и родственников, выпускников предыдущих логопсихотерапевтических групп, руководителей и их помощников), который обеспечивается всем комплексом проводимой работы - в частности, методами библио-, символо-, кинезитерапии с использованием их диагностических возможностей, опорой на компенсаторный фонд личности и формированием разновозрастной группы как «коллективного психотерапевта».

Проведенное исследование восстановления речевого общения, в котором участвовали 37 заикающихся и 98 человек без речевых нарушений, в целом позволяет рассматривать систему семейной групповой логопсихотерапии как модель не только эффективной социореабилитации логоневроза, но и как модель процесса личностно-речевого развития средствами творческого общения, а также позволяет подтвердить общепсихологическое положение о полноценной речевой коммуникации как необходимом условии нормального развития личности.


Заключение

Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод о том, что программа реабилитации такого сложного комплексного явления как созависимость может быть эффективной при учете всех ее аспектов (низкой нестабильной самооценки, неустойчивости психологических границ, повышенной потребности во внимании и одобрении другими, страха отвержения ими, неспособности к саморуководству, выраженности психологических защит, трудностей выражения социально нежелательных чувств, склонности к их игнорированию), особенностей подросткового возраста (низкой способности к саморефлексии, стремлению к общению и завоеванию авторитета среди сверстников, склонности к игнорированию непонятных или неприятных явлений), а также особенностей определенной группы подростков (с учетом сложившихся в ней отношений, проблем, устоявшихся способов их решения). В коррекции, профилактике и реабилитации созависимости целесообразно использовать гештальт – подход, как средство восстановления интереса к себе, укрепления Эго - функции, интериоризации позитивного реалистического самоотношения, развития саморефлексии, способности распознавать свои защитные механизмы и находить собственных ресурсы для решения проблем.


Список литературы

1. Лебедева Н. М., Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб, 2008.

2. Уайнхолд Б., Освобождение от созависимости. Москва, 2007.

3. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб. 2006.

4. Братусь Б.С. Аномалии развития личности. - М., 2008.

5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2006.

6. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс. …д.психол.наук. – М., 2008.

7. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2007.

8. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл…д. психол. н. М., 2007.